ГЕНОВЕФА, Женевьева

ГЕНОВЕФА, Женевьева (около 420 – около 500 гг.) – св. дева (память в Западной церкви 3 января, 26 ноября, 28 октября), покровительница Парижа. Сведения о ней немногочисленны. В конце VI в. Григорий Турский упоминает о месте захоронения святой, а также кратко описывает совершённые ею чудеса. Основным источником о жизни святой является Житие, написанное, видимо, кем-то из образованных клириков города Паризии. Автор был знаком с сочинениями античных (Вергилий, Плиний Старший) и христианских писателей, в том числе с «Пастырем» Ермы, с сочинениями Сульпиция Севера, посвящёнными Мартину Милостивому, епископу Турскому, возможно, с Житием Автиссиодурского (Осерского) епископа Германа, написанным Констанцием, пресвитером Лугдунским (Лионским). Согласно Житию Геновефы, оно было написано спустя 18 лет после смерти святой. Первоначальный текст не сохранился. Житие представлено в средневековых рукописях в позднейших редакциях, которых Жан Болланд в XVII в. насчитывал три. Шарль Колер, подготовивший первое критическое издание Жития, считал наиболее древней редакцию В, относя её к меровингской эпохе. В 1884 г. аббат Ш. Нарбей отдал предпочтение расширенной редакции А, содержащей ряд позднейших интерполяций и добавлений, которые отсутствуют в редакции В. Самая значительная вставка касается миссии Парижского епископа Дионисия, ученика апостолов, посланного в Галлию папой Римским Климентом I (88/90 – 97/99 гг.) и принявшего мученическую кончину близ города Паризии, в местности Катуллиак (современный Сен-Дени), в I в. В редакции В вместо этого рассказа находится краткое упоминание о том, что мученик Дионисий, не названный здесь ни епископом, ни учеником апостолов, захоронен в Катуллиаке, где впоследствии Геновефа воздвигла базилику в его честь. По мнению исследователей, по стилю редакция А более архаична, чем редакция В, а наличие вставки о Дионисии как об ученике апостолов Ш. Нарбей рассматривал как свидетельство древности предания об апостольском происхождении церквей Галлии. Б. Круш, издавший в 1896 г. текст редакции А в «Monumenta Germaniae Historica», разделял мнение Ш. Нарбея, однако наличие этой легенды, возникшей, как он считал, не раньше VIII в., рассматривал как доказательство того, что и Житие появилось не ранее этого времени и, таким образом, не имеет исторической ценности. В 1910 г. К. Кунстле предложил признать в качестве изначального текста Жития самую краткую редакцию С, однако эта гипотеза не получила поддержки среди учёных. Признано, что данная редакция является сокращённым вариантом редакции А, сохранившим её основные особенности, такие как легенда о Дионисии, ученике апостолов, и упоминание о деревянном оратории, выстроенном над могилой святой. В настоящее время редакция В считается наиболее древней и относится к VI – началу VIII вв. В ней ещё не отражена легенда о служении Дионисия, поскольку тема апостольского происхождения церквей Галлии становится распространённым сюжетом агиографических и исторических сочинений только при Каролингах (со второй половины VIII в.). Б. Круш предложил датировать редакцию А концом VIII в.

 



 
PR-CY.ru