ГАРЕДЖИ - Страница 5

В IX–X вв. в различных монастырях во множестве возводились крестово-купольные храмы (Мравалцкаро, Цамебули, Додос Рка, Саберееби, Диди Квабеби, Патара Квабеби, Коцахура), среди которых встречались уникальные образцы (Мравалцкаро). В высеченных в скале церквах (так же как и в других помещениях) наблюдалось стремление к правильным архитектурным формам. Наряду с подчёркиванием некоторых конструктивных форм появились арки, полуколонны, тромпы, украшенные базисами и капителями пилястры и т.п.; церкви и усыпальницы украшались росписью. К XII–XIII вв., в период расцвета монастырского комплекса, после перехода Гареджи во владение царского двора, наметилось резкое изменение принципов строительства: размеры храмов увеличиваются, разнообразны их формы и декор (церковь св. Иоанна Богослова в лавре, соборы Натлисмцемели, Додос Рка, Бертубани). Кельи Гареджи стали благоустраиваться, наряду с этим сохранились и более аскетичные, нежели в других крупных монастырских центрах Востока. Возникли обширные, благоустроенные трапезные с молельными нишами. Келья настоятеля отличалась более близким расположением к церкви или трапезной (рядом или выше), иногда она украшалась настенной росписью (Бертубани). Обязательной частью монастыря стали хозяйственные помещения: амбары, хлебопекарни (тоне), кузницы, гончарни, стойла. С XVII–XVIII вв. в монастырях Гареджи, где продолжалось служение (лавра, Натлисмцемели и Додос Рка), наметились продиктованные временем изменения: были созданы оборонительные системы с оградами и башнями для защиты от участившихся набегов (в периоды правления Вахтанга VI (1703–1714, 1716–1724 гг.) был разработан проект строительства и переделки оборонительных сооружений в лавре), построены новые церкви и трапезные. В строительстве келий проявились различные подходы: часть их сохраняла простоту и аскетизм форм, другая – приобрела черты светского жилого помещения, с просторным ложем, резными и расписными декоративными деталями, отражающими восточное влияние, многочисленными нишами, колоннами, полуколоннами (ряд келий в западной части Натлисмцемели). Одним из последних образцов такого рода помещений является келья Георгия XII в верхнем дворике лавры. Древнейшие росписи Гареджи датируются предположительно VII–VIII вв. (Тетри Удабно). Начиная с этого времени, особенно со второй половины IX до начала XIV вв., многочисленные фресковые ансамбли Гареджи позволяют проследить этапы формирования и развития местной школы монументальной живописи. Она отличается от современных ей росписей других регионов Грузии самобытной иконографической традицией и оригинальными художественными особенностями. Росписи в пещерах Гареджи выполнены, в основном, местными красками характерного тёплого колорита: золотисто-жёлтой, тёмно-красной, зелёной, голубой и белой. Наряду с композициями евангельского цикла здесь встречаются изображения преподобных отцов – аскетов и столпников, преподобного Давида с житийным циклом разного времени, сыгравших важную роль в формировании иконографии грузинских святых. В росписях трапезных встречаются сюжетные композиции «Гостеприимство Авраама», «Тайная вечеря», «Чудо умножения хлебов». Фрески отличаются непосредственностью художественного видения, характерной для монастырского искусства, в частности, Каппадокии. Живописная школа Гареджи представлена росписями в монастырях Тетри Удабно, Саберееби (четыре церкви с росписями IX–X вв.), Мравалцкаро (середина IX в.), Додос Рка (купольная церковь, рубеж IX–X вв.), Цамебули (малая церковь, X в.), Удабно (первый слой росписи с житийным циклом преподобного Давида в диаконнике собора (X в.), собор (первая половина XI в.), усыпальница Моцамети (XII в.), церковь Благовещения (1290 гг.), церковь Вознесения (конец XIII – начало XIV вв.), Натлисмцемели, Бертубани, Колагири (везде – соборы, рубеж XII–XIII вв.).



 
PR-CY.ru