Словарь по христианству Г ГАРЕДЖИ

ГАРЕДЖИ

ГАРЕДЖИ, Давидгареджи – комплекс пещерных монастырей, протянувшийся на 25 км на склонах хребта Гареджи, в 60 км к юго-востоку от Тбилиси; до XX в. один из крупнейших на Кавказе религиозно-культурных центров. Пустынь была основана в середине VI в. Давидом Гареджийским, одним из 13 сирийских отцов, пришедших в Грузию во главе с Иоанном Зедазнийским по благословению Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца. Прибыв в Грузию, Давид недолго обретался в природной пещере в отроге горы вблизи Тбилиси. Позднее на этом месте был построен монастырь, известный как Мамадавити (отец Давид), или Мтацминда (Святая гора); ныне в центре Тбилиси. Но окончательным местом, пригодным, на взгляд монаха-аскета, для подвига и учреждения уклада жизни по сирийско-палестинскому иноческому уставу, стала «Гареджийская пустыня». Аскетический характер подвижничества Давида и его учеников, преподобных Додо и Лукиана Гареджийских, позволяет исследователям говорить о незначительном строительстве на раннем этапе истории Гареджи. Поскольку монастырская жизнь в лавре св. Давида и в монастырях Натлисмцемели (Иоанна Крестителя) и Додос Рка (рог Додо) не прерывалась, эти комплексы неоднократно перестраивались и обновлялись. Из наиболее древних, относящихся к VI–VIII вв. памятников монастырского комплекса сохранились кельи и могилы преподобных Давида и Лукиана в лавре (VI в.), усыпальница преподобного Додо в его монастыре (VI в.), келья и стела в Натлисмцемели (VI–VII вв.), усыпальницы и остатки церкви в Цамебули (т.е. мученик, VI–VII вв.), усыпальницы в Бертубани (местность монахов, VI и X вв.), несколько малых комплексов, наиболее значительными из которых являются Тетри Удабно (т.е. белая пустыня, с сохранившимися в пещерной церкви росписями VI–VIII вв.) и Берта Мта (т.е. гора монахов, где селились отшельники-пещерники, не позднее IX в.). В суровых климатических условиях полупустыни в большинстве монастырей уже в ранний период сформировались системы водоснабжения с высеченными в скале желобами и резервуарами, некоторые (например, в лавре) действуют и в настоящее время. Согласно преданию, после паломничества св. Давида в Иерусалим основанная им пустынь была наделена «третью иерусалимской благодати» (троекратное посещение Гареджи приравнивалось к паломничеству в Иерусалим), поэтому в Гареджи прибывали богомольцы со всего христианского Востока. Особенно почитались могилы преподобных Давида и Лукиана в лавре и св. Додо в Додос Рка. В лавре хранился принесённый св. Давидом из Иерусалима Камень Благодати (в настоящее время в патриархии Грузии). Священным до настоящего времени считается источник в лавре, образовавшийся во впадине у подножия горного отрога, из которого по каплям сочится целебная вода. В Гареджи много эпиграфических памятников, в том числе с надписями, выполненными богомольцами на разных языках, и граффити (в монастырях на пути к лавре). Новый этап в истории Гареджи (с середины IX в.) связан с деятельностью преподобного Илариона Грузина. Традиции пустынничества и аскетизма были заменены новыми принципами организации монастырского уклада. Вернувшийся в Гареджи после семи лет пребывания в Святой земле и в Иорданской пустыне Иларион расширил церковь VI в. в честь Преображения Господня в лавре, обновил и украсил могилу Давида, способствовал утверждению его почитания.

 



 
PR-CY.ru