ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ, Григор Ласуворич, Григор Партев - Страница 4

Так, внук Григория Просветителя священномученик Григорис, проповедовавший в низовьях Куры и Аракса, в 338 г. принял мученическую кончину «в краю мазкутов». Христианские церкви и монастыри возникали на месте языческих храмов, земли которых Трдат III передавал служителям церкви в вечное и неотчуждаемое владение. Эти земли были свободны от всяких обложений, кроме поземельного налога, который должны были вносить священники в царскую казну. Складывавшееся духовное сословие было приравнено к азатам (высшему военному сословию в Армении и Иране) и пользовалось теми же правами. Армянское духовенство расширяло владения за счёт земель упразднённых языческих храмов, конфискованных государством земель опальных и уничтоженных нахарарских домов. Согласно преданию, на обратном пути новопоставленный первоиерарх Армении основал храм Иоанна Предтечи в Тароне, а в 302 г. в Араратской области крестил объявившего христианство государственной религией царя Тиридата с его придворными и домочадцами. Его кафедрой стал город Аштишат на Евфрате. Там он организовал духовный просветительский центр, в задачу которого входила подготовка высокообразованных клириков, умевших читать на греческом и сирийском языках и проповедовать Евангелие на армянском языке. В 307 (или 303) г. был заложен храмовый комплекс в Эчмиадзине (в армянской столице Вагаршапете), который сегодня является официальной резиденцией армянских католикосов (см. Католикос). Около 318 г. Григорий Просветитель, много потрудившийся в деле распространения христианства на территории Армении и укрепления дружественных связей с Римской империей, передал кафедру младшему сыну Аристакесу (участвовавшему в заседаниях Никейского собора 325 г.; ум. в 333 г.) и стал отшельником в пещерах Мане. Обнаруженные местными пастухами его мощи разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии. Главная святыня (десница Григория Просветителя) хранится в Эчмиадзине и является официальным символом духовной власти верховного иерарха Армянской апостольской церкви. В греческой и арабской версиях Жития ему приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение церковных организаций в этих странах. Считается, что Григорий Просветитель основал около 400 местных епархий для духовного управления Арменией и окрестными странами. Отправленные им миссионеры крестили Грузию, Каспийскую Албанию и Антропатену. Позже вместе с царём Трдатом он ездил в Рим для заключения договора о союзе. Во время этого путешествия Римский епископ Сильвестр (314–333 гг.) пожаловал Григору частицу мощей апостола Павла, левую руку апостола Андрея и много других даров. После возвращения Григорий Просветитель основал монастырь Ашидишед. Согласно российскому и советскому востоковеду Николаю Яковлевичу Марру (1864–1934 гг.), в основе почитания Григория Просветителя лежит несколько литературных произведений: Книга о св. Григории, принадлежащая или приписываемая Месропу Маштоцу (грекофильская редакция VI в.); её халкидонитская редакция VII в., сохранившаяся фрагментарно в арабском переводе с греческого языка (по мнению исследователей, переводилась и на грузинский язык); армянская редакция VIII в. «Истории Армении» Агафангела (единственная сохранившаяся на армянском языке, с позднейшими поправками и дополнениями); с неё был сделан перевод на греческий язык.

 



 
PR-CY.ru