ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ, Григор Ласуворич, Григор Партев - Страница 5

Новейшими исследованиями установлено, что перевод греческой, сирийской и арабской версий «Жития Григория Просветителя» восходит к VI – началу VII в. В V в. культ Григория Просветителя ещё не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским. Ни историк Егише (450–460 гг.), описавший события первой религиозной войны армян против Ирана, ни автор «Жития Месропа Маштоца» Корюн не упоминают о Григории Просветителе. Его «Житие», вошедшее в «Историю Армении» Агафангела, по мнению исследователей, обнаруживает большое (иногда дословное) сходство с «Житием Месропа Маштоца» Корюна не только в тексте, но и в концепции. В частности, в грекофильской редакции «Жития Григория Просветителя» нашла воплощение идея единства христианских народов Кавказа – армян, грузин (ивиров) и албанцев (агван). Уже в VI в. Григорий Просветитель объявляется общекавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трёх церквей (Армянской, Грузинской и Албанской) представлена в греческой и арабской версиях «Жития Григория Просветителя». У Мовсеса Хоренаци и у Лазара Парпеци (441/443 – 510/515 гг.) Григорий Просветитель именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего Кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими владыками, относящаяся к 604–609 гг. (сохранилась в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса), где сообщается, что Григорий Просветитель насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях». Вртанес Кертог (конец VI – начало VII в.) пишет о нём как о просветителе Армении и Грузии. Грузинский католикос также подтверждает учреждение христианской веры Григорием Просветителем. Его оппонент, армянский католикос Авраам I Албатанеци (606/607 – 610/615 гг.), указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц». В третьей четверти IX в. грузинский католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения Григория Просветителя: «…И стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам». В сирийском тексте «Жития» Григорий Просветитель представлен продолжателем дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии. Переработка «Жития Григория Просветителя» в армянскую версию произошла не раньше начала раскола между Армянской и Грузинской церквами, окончательно оформившегося после Маназкертского собора 726 г. Её целью было создание величественной истории возникновения Армянской апостольской церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Григорием Просветителем в христианство соседних народов, и его проповедь ограничивается 15 областями Великой Армении. В «Житии» Григорий Просветитель предстаёт «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской апостольской церкви с Самим Единородным Сыном Божьим – Христом.

 



 
PR-CY.ru