ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ, Григор Ласуворич, Григор Партев - Страница 2

Армянские источники сообщают о трёх больших гонениях на христиан: в 110 г. (при царе Ашхадаре), в 230 г. (при царе Хосрове I) и в 287 г. (при царе Трдате III). Эти гонения не могли бы иметь места, если бы в стране уже в то время не было значительного числа христиан. В отдельной главе описывается Житие и мученичество дев Рипсимии (Рипсиме), Гаиании (Гаяне) и их сподвижниц, превращение царя Трдата III в вепря (свиноголового), освобождение Григория Просветителя, который излечил царя и обратил его ко Христу. При содействии Трдата III христианство распространилось по всей стране (традиционная дата крещения Армении – 301 г.). Далее следует глава «Учение», прерывающая повествование Агафангела, которая представляет собой самостоятельное сочинение и популярно излагает Ветхий Завет и Новый Завет. В последней части («Обращение армян») рассказывается о низвержении языческих храмов в городах и областях Армении, о распространении христианства, о путешествии царя Трдата III и Григория Просветителя в Рим к императору Константину, где находился сын убитого царя Хосроя, Тиридат, о Никейском соборе. Исследователи полагают, что печальная история его отца была хорошо известна Григорию Просветителю. Узнав, что Трдат состоит в римском войске, Григор, не открывая, кто он такой, поступил к нему на службу. В 282–284 гг. Трдату при военной поддержке римского императора Диоклетиана (284–305 гг.) удалось победить персов и вернуть себе отцовское царство. Вместе с ним Григорий Просветитель возвратился на родину и продолжал службу при дворе, но вскоре (в 286 г.) из мести Трдат подверг его гонению за то, что он принял христианство (хотя раньше мирился с этим), и по рассказу (не вполне достоверному) продержал его в заключении 14 лет. Согласно Житию, Григор во время большого праздника отказался возложить венок на идола богини Анаит, а когда язычники стали принуждать его к этому, Григор громко объявил, что на небе и на земле нет другого бога, кроме Христа. Этим он привёл царя в гнев, который велел схватить слугу и пытать его до тех пор, пока он не образумится. Палачи, широко раскрыв рот Григору, вложили ему между зубов кусок дерева, привязали на шею тяжёлый камень и подвесили вниз головой над горящим навозом, жестоко избивая при этом палками. Григор мужественно переносил все истязания (чем так изобилуют всякие Жития). Тогда, крепко стянув досками его ноги, палачи вбили ему в пятки и подошвы железные гвозди и заставили его ходить. Видя, что он по-прежнему славит Христа, ему засыпали в ноздри соль, смешанную с серой и уксусом, а затем надели на голову мешок, наполненный сажей и пеплом. В таком положении Григор пробыл несколько дней, жестоко страдая от жажды и недостатка воздуха. Потом его вновь подвесили вниз головой и строгали рёбра железными когтями. Его уже собирались обезглавить, когда кто-то донёс царю, что Григор – сын Анака. Узнав об этом, Трдат посчитал, что мгновенная смерть будет для Григора слишком лёгкой карой, и решил сделать её как можно более мучительной. Он приказал сковать его по рукам и ногам, а потом бросить в глубокий ров, предназначенный для казни самых отъявленных злодеев. Ров был наполнен болотной тиной, змеями, скорпионами и другими ядовитыми гадами. Угодившие в него умирали через несколько дней.



 
PR-CY.ru