ГРЕГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 11

Грегорианское пение (как и многие другие певческие стили) основано на системе осмогласия (или октоиха) главные принципы которого были заимствованы из Византии, хотя и претерпели на Западе ряд изменений. Византийские категории в григорианике соответствует понятие modus (лат. – «мера, способ, направление»), которое могло также быть выражено термином «tropus» (не следует путать этот термин с жанровым обозначением) или «tonus». В традиционной европейской теории музыки модусы назывались также церковными ладами или тонами (нем. Kirchentöne). Принадлежность песнопения к тому или иному модусу определяется несколькими критериями: 1) амбитусом (диапазоном) мелодии; 2) заключительным тоном мелодии (лат. finalis), который считается её главной ладовой опорой; 3) характерными мелодическими формулами, прежде всего, начальными (лат. initium), хотя и не только; 4) второй ладовой опорой мелодии (лат. tenor, или tuba), которая повторяется в напеве наиболее часто и вокруг которой образуется мелодическая кульминация. Октоих состоит из четырёх групп, которым в раннем Средневековье были присвоены стилизованные под греческую терминологию названия: protus (финалис d), deuterus (финалис e), tritus (финалис f) и tetrardus (финалис g). В каждой из групп – по два модуса: автентический и плагальный. В модусах автентического типа финалис совпадает с нижней ступенью амбитуса, в плагальных модусах он находится квартой выше. В более поздних источниках преобладают обозначения модусов по номерам – от первого до восьмого. К ним был добавлен редко употребляемый tonus peregrinus (чуждый, или странный, тон; по другой интерпретации – тон паломников, поскольку исполняемый в этом модусе Пс 113 считался паломническим песнопением; в ряде источников peregrinus называется «новейшим тоном» – «tonus novissimus»). В средневековых григорианских рукописях в отличие от певческих книг византийского обряда модальная принадлежность напева указывалась крайне редко, и для определения модуса нужно было прибегать к помощи тонариев. В солемских изданиях грегорианского пения указание модуса является правилом. Модальная организация грегорианского пения была основной темой латинских музыкально-теоретических трактатов Средневековья, где обсуждались тончайшие проблемы модальной организации мелодий. Тем не менее, певческая практика не всегда согласовывалась с теоретическими положениями. В трактатах упоминается ряд песнопений, модальная принадлежность которых не поддавалась точному определению. Известны многочисленные случаи смешения модусов в пределах одного песнопения. Не исключено, что в каролингскую эпоху византийская система модальной классификации была применена post factum к певческому репертуару, который сложился или складывался независимо от неё: во всяком случае, в грегорианском пении нет многих из признаков, характерных для византийского октоиха, в частности согласования гласов с литургическим календарём.

 



 
PR-CY.ru