ГРЕГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 12

Ряд жанров грегорианского пения (как и других певческих стилей Востока и Запада) основан на простейших формах силлабической интерпретации текста, т.е. на чтении его нараспев на одном тоне (лат. tenor) с включением распевных оборотов в начале и конце текста, а также в его особо значимых местах. К этим так называемым речитационным жанрам относятся: 1) возгласы служащего священника; 2) священнические молитвы, читаемые в римском обряде вслух (collecta – всеобщая молитва; super oblata – молитва над евхаристическими Дарами; post communio – молитва после причащения); 3) чтения мессы – из апостольских посланий и Евангелия; чтения оффиция – из Ветхого Завета и Нового Завета, из святоотеческой и житийной литературы; 4) читаемые вслух тексты евхаристического канона; 5) благословения мессы и оффиция; 6) речитационные тоны псалмов оффиция и производные от них псалмодические стихи, входящие в состав некоторых других жанров. Исторически речитировались также тексты ординария мессы: Kyrie eleison, Gloria, Credo, Sanctus, Benedictus и Agnus Dei, получившие с течением времени развитые мелодии. Первоначально речитация передавалась изустно и стала записываться лишь с XII–XIII вв. В Средние века существовали многочисленные местные способы (cursus) речитации, большинство которых почти не изучено. В «Liber usualis» предлагается несколько нормативных мелодических формул для молитв (orationes, preces, suffragia и др.) и литургических чтений (lectiones и capitula), состоящих из речитации с простейшими мелодическими оборотами для начала и окончания строки. К литургической речитации иногда относят звучащие в свободно-речевой манере мелодии с небольшим звукорядом – Pater noster (Отче наш), praeconium (Exsultet), исполняемый диаконом в пасхальную ночь, и др. Однако отсутствие повторяющегося речитационного тона позволяет, скорее, считать эти мелодии песнопениями силлабического стиля (среди региональных версий praecominum'а есть как речитативные, так и мелодически развитые мелодии). Классическим примером хоровой речитации исследователи считают псалмодию оффиция. Предваряемый антифоном псалом речитируется попеременно двумя полухориями на устойчивую мелодическую формулу и завершается славословием: «Gloria Patri et Filio et Spiritui Sancto, sicut erat in principio et nunc et semper et in saecula saeculorum. Amen» («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, как было в начале и ныне и присно и во веки веков. Аминь»), после чего опять следует антифон. В процессе обучения хоровой псалмодии славословия всех восьми тонов заучивались и служили моделями при исполнении псалмов в оффиции. Заключительные слова славословия («et in saeculum saeculorum. Amen») могут распеваться различными способами: эти распевы называются дифференциями (лат. «differentia» букв. – «различие») и обозначаются сокращённо гласными буквами EUOUAE (saEcUlOrUm AmEn).

 



 
PR-CY.ru