ГЕРМАН соловецкий - Страница 4

В рукописях «Житие» Германа обычно имеет название – «Повесть о блаженном старце Германе, спостнице преподобным отцем Зосиме и Саватию, како поживе с ними на острове Соловецком, и о преставлении». «Житие» состоит из пяти частей. Три первые части основаны на «Житии преподобных Зосимы и Савватия», «Слове о сотворении Жития Зосимы и Савватия» монаха Досифея и рассказе соловецкого монаха Тихона о смерти и погребении Германа, четвёртая часть – Похвала святому, пятая содержит рассказ о шести чудесах, совершившихся в Старой Тотьме по молитвам к преподобному. Герман прославляется в «Похвальном слове русским преподобным» (1640 гг.) соловецкого книжника Сергия (Шелонина). Как «соловецкого началника» упоминает его без дня памяти в Месяцеслове келарь Троице-Сергиева монастыря Симон (Азарьин). В 1690 г. соловецкая братия во главе с архимандритом Фирсом (Шараповым) обратилась к Холмогорскому архиепископу Афанасию (Любимову) с просьбой о канонизации Германа. Архиерей благословил соловецким монахам «пустынножителя старца преподобного Германа за его многолетные постнические труды иметь и почитать яко угодника Божия... обаче... праздновать и песнопения творить со всенощным пением по уставу ему – старцу Герману – мы не указали» впредь до распоряжения царей и патриарха. В 1692 г. грамотой Патриарха Московского и всея Руси Адриана (1690–1700 гг.) в Соловецкой обители было установлено местное празднование памяти Германа под 30 июля (в воспоминание обретения мощей). Известны две службы на память обретения мощей Германа. Первая служба, содержащая алфавитный акростих, была создана Сергием (Шелониным), её окончательная редакция находится в рукописном сборнике, вложенном Сергием в Соловецкий монастырь не позднее 1658 г. Вторая служба напечатана в Санкт-Петербурге в 1898 г. (она же воспроизведена в Минее). В 1928 г. священномученик Пётр (Зверев), архиепископ Воронежский, будучи в штрафной командировке на о-ве Анзер (СЛОН), составил акафист Герману (опубликован в Русском паломникк. 1995. № 11/12). Канонизация Германа подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, известный с 1831 г. Празднование Собору было подтверждено в 1981 г. по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова), в Собор Карельских святых, установленный в 1974 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митрополита Никодима (Ротова), в Собор Соловецких святых, учреждённый в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (1990–2008 гг.). Изображения Германа появились в иконописи и книжной миниатюре ещё до обретения его мощей, создания «Жития» и официальной иконографии, начало которой было положено чудесным образом: в 1612 г. святой явился священнику Григорию из Старой Тотьмы, после чего была написана икона Германа вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Это чудо отражено в текстах на 17 февраля, 23 марта иконописных подлинников, например, сводной редакции ХVIII в.: «Подобием сед, брада аки Александра Свирскаго, и власы таковы, ризы монашеския, в руке свиток, а в нём написано: «Аз явихся пресвитеру, повеле написати тропарь и образ явления моего»; также 1830 гг.: «Аки Александр Свирский, риза преподобническа, в руце свиток»: «Аз явихся презвитеру Григорию, велех написати тропарь и образ его»». В выговской рукописи третьей четверти XVIII в. встречается другой вариант: «Подобием аки Никон, ученик Сергия Радонежского, сед, ряска вохра, рука молебна в сложении перст».

 



 
PR-CY.ru