Словарь по христианству Г ГЕРМАН соловецкий

ГЕРМАН соловецкий

ГЕРМАН соловецкий (ум. в 1479 или 1484 г.) – преподобный (память 30 июля, 8 августа, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых, 21 мая – в Соборе Карельских святых, 9 августа – в Соборе Соловецких святых), один из основателей Соловецкого мужского в честь Преображения Господня монастыря (наряду с преподобными Зосимой и Савватием). Основными источниками сведений о Германе являются «Житие преподобных Зосимы и Савватия», наиболее ранняя редакция которого составлена в начале XVI в. Спиридоном, и «Житие Германа», написанное между 1612 (или 1615) и 1618 гг. Кроме того, сведения о нём содержатся в «Соловецком летописце» (списки конца XVI–XIX вв.) и в рукописных повестях о Соловецком монастыре (XVII–XVIII вв.). По «Житию преподобных Зосимы и Савватия», Герман был «родом корелских людей», «от простых человек». Позднее монастырское предание, отразившееся в «Соловецком патерике», сообщает, что святой был уроженцем сел. Старая Тотьма или г. Тотьма (в Вологодской земле). Будучи воспитан благочестивыми родителями, с детских лет стремился посвятить свою жизнь Богу. Поскольку Герман жил на Карельском берегу Белого моря, он бывал с рыбаками-поморами на Соловецких островах. Местом его подвигов было с. Сороки (ныне г. Беломорск) в устье реки Выг, где он жил возле часовни. Там он повстречался с преподобным Савватием, монахом Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря. Подвижники решили переселиться для иноческих подвигов на Соловецкий остров. Достигнув его на третий день плавания, они водрузили на месте высадки (в северной части острова, у губы Сосновой) крест, затем поставили две кельи. Согласно «Соловецкому летописцу» (старший список – вторая половина XVI в.), это произошло в 1429 г. («в лета 6937 из Валамского монастыря прииде на Соловецкий остров преподобный Савватий и с ним авва Герман из Сумы (современный Сумский Посад, недалеко от Беломорска), и поживе Савватий з Германом вобше 6 лет»). Эта датировка является наиболее распространённой в историографии и, по-видимому, наиболее надёжной, несмотря на то что её подвергали сомнению некоторые исследователи. По составленному в 1617/1618 г. «Написанию о Соловецкой обители», которое содержит оригинальные хронологические выкладки, преподобные Герман и Савватий прожили «пустынным житием» 15 лет), т.е. поселились на Соловках около 1420 г. (Савватий скончался 27 сентября 1434 или 1435 г.). Однако сведения этого позднего источника противоречат ранней редакции «Жития преподобного Савватия», которая даёт основание считать временем поселения Савватия в Валаамском монастыре 1426 г. (дата помещена в начале «Жития», где повествуется о переселении святого из Кирилловой Белозерской обители на Валаам), следовательно, переход на Соловки совершился позднее. Косвенно эта дата подтверждается свидетельством Новгородского архиепископа Геннадия о своём духовном ученичестве у Савватия в бытность того в Валаамском монастыре. Преподобные Герман и Савватий жили на Соловках в непрестанной молитве и трудах («землю копающе мотыками и тем питахуся»). С первыми годами пребывания здесь святых связано предание о Секирной горе – одной из самых высоких точек Соловецкого острова. В воскресный день Савватий услышал доносившийся с вершины горы плач и послал Германа узнать, что случилось. Герман увидел жену рыбака, которая со слезами рассказала, что ей явились два светлых юноши, которые высекли её, повелевая покинуть остров, потому что он предназначен Богом для иноческого жития. В память о знамении гора была названа Секирной.

 



 
PR-CY.ru