ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ КАТЕХИЗИС - Страница 3

Далее раскрывается содержание предмета веры: «Во всё, что обещано в Евангелии и чему учат догматы нашей вселенской и истинной христианской веры» (вопрос 22). Затем приводится Апостольский Символ веры из 12 членов, которые и составляют 12 догматов (вопрос 23). Они разделяются на три части: о Боге Отце и нашем сотворении (вопросы 26–28), о Боге Сыне и нашем искуплении (вопросы 29–52), о Боге Духе Святом и нашем освящении (вопросы 53–58). В разделе о Боге Отце рассматриваются темы творения и Божественного Провидения, знание о котором необходимо, чтобы «быть терпеливым в невзгодах, благодарным в процветании и, глядя в будущее, быть твёрдо уверенным в нашем истинном Боге и Отце, в том, что ни одна тварь не может отлучить нас от любви Его, ибо все твари в руках Его, и вопреки Его воле и шевельнуться не могут» (вопрос 28). В разделе о Боге Сыне говорится, что те, кто надеются обрести спасение с «помощью святых или собственными усилиями», не являются истинно верующими, т.к. они «отворачиваются от своего единственного Спасителя – Иисуса Христа» (вопрос 30). Христос описывается как Царь, Первосвященник, Пророк и Учитель (вопрос 31), а христиане – «члены Христа по вере и через Него соучастники помазания Его». В будущей жизни они будут «царствовать над всем созданием Его» (вопрос 32); все они – «дети Божьи, усыновлённые по милости, Христа ради» (вопрос 33). Утверждается вера в то, что Иисус Христос – истинный Бог (вопрос 34), в непорочное зачатие (вопросы 35–36), в то, что Христос истинно страдал (Вопросы 37–38), был распят (вопрос 39), умер и был погребён (вопросы 39–40), сошёл во ад (вопрос 44), воскрес (вопрос 45), взошёл на небеса (вопрос 46) и сидит по правую руку от Бога Отца (вопрос 50). В конце времён Он придёт судить живых и мёртвых (вопрос 52). В третьей части, касающейся Святого Духа, говорится также о предызбрании: «Сын Божий из всего рода человеческого от начала и до конца мира собирает для Себя Церковь для жизни вечной, её защищает и сохраняет» (вопрос 54), а Церковь, в свою очередь, именуется «сообществом святых» (вопрос 55). Затем рассматривается учение об оправдании «только истинной верой» (в вопросе 21 – определение истинной веры), которая, тем не менее, не является гарантией оправдания сама по себе, «потому что не достоинствами своей веры я угоден Богу. Но только искуплением, праведностью и святостью Христа я оправдан перед Богом. И только верой могу их принять и сделать своими» (вопросы 60–61). Добрые дела не могут, с точки зрения авторов катехизиса, служить нашим оправданием перед Богом, потому что «даже лучшие наши дела в этой жизни несовершенны и осквернены грехом» (вопрос 62), а награду человек получает не за добрые дела, «а по милости Божьей» (вопрос 63). Истинная вера даётся нам Святым Духом, «Который внедряет её в наши сердца через проповедь Святого Евангелия и укрепляет приобщением к святым таинствам» (вопрос 65). Вопросы 66–83 посвящены учению о таинствах. Это связано с тем, что именно разногласия лютеран и реформатов в учении о таинствах послужили основным предлогом для написания катехизиса. Таинствами в Гейдельбергском катехизисе называются «Святое Крещение и Святое Причастие» (вопрос 68). Таинство Крещения установлено Христом (вопрос 69). Он повелел крестить водой, но очищает нас от грехов не вода сама по себе, а только Кровь Иисуса Христа и Святой Дух, а водное крещение показывает нам, что мы и «духовно очищены так же реально, как реально тело очищено водой» (вопросы 70–73). Необходимо крестить и младенцев, т.к. «посредством крещения как знака союза они должны быть приняты в лоно христианской Церкви и тем отличаться от детей неверующих. В Ветхом Завете это делалось посредством обрезания, вместо которого в Новом Завете было введено крещение» (вопрос 74).

 



 
PR-CY.ru