Словарь по христианству Г ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ КАТЕХИЗИС

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ КАТЕХИЗИС

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ КАТЕХИЗИС (Heidelberger Katechismus) – один из наиболее авторитетных вероучительных документов Реформатской церкви, составленный в 1563 г. молодыми немецкими богословами из Гейдельбергскго университета Каспаром Олевианом (1536–1587 гг.) и Захарией Урсином (1534–1583 гг.) по заказу курфюрста Пфальца Фридриха III Благочестивого и направленный против католического и отчасти лютеранского учения о действии благодати. Гейдельбергский катехизис стал одной из важнейших символических книг кальвинизма в Германии. Реформация в Пфальце окончательно утвердилась в 1546 г. при курфюрсте Фридрихе II (1482–1566 гг.) и при активной поддержке Филиппа Меланхтона (1497–1560 гг.), который предложил умеренный вариант лютеранства, а также помог с реформированием Гейдельбергского университета (1557 г.). При Фридрихе III (1559–1576) Гейдельберг стал центром полемики реформатов и лютеран по вопросу о реальности присутствия в евхаристии Иисуса Христа. Непосредственным поводом для написания Гейдельбергского катехизиса стала драка во время совершения Вечери Господней между пастором Тилеманом Хесхузием (сторонником гнезиолютеранства) и диаконом В. Клебицем (цвинглианином). Фридрих III выслал обоих из Пфальца и устроил публичный диспут по вопросам Вечери Господней (июнь 1560 г.), но достичь согласия не удалось, и курфюрст недвусмысленно высказался в пользу кальвинизма. Он пригласил на богословский факультет Гейдельбергского университета кальвинистов П. Букена, Дж.И. Тремеллиуса и З. Урсина, в 1562 г. решил издать катехизис, который прояснял бы спорные богословские вопросы и стал бы основой для последующего религиозного воспитания и образования в Пфальце. Составление Гейдельбергского катехизиса было поручено Урсину и Олевиану. Текст был написан на основе трёх вариантов: два текстов Урсина на латинском языке и немецкого текста Олевиана под редакцией Фридриха III. В декабре 1562 г. курфюрст представил Гейдельбергский катехизис на рассмотрение и утверждение Генеральному синоду Гейдельберга. В феврале вышло первое издание на немецком языке под заголовком «Катехизис, или Христианское наставление для обучения верующих в церквах и школах курфюршества Пфальц» с предисловием самого курфюрста, датированным 19 января 1563 г. В том же году вышло ещё два издания, отличавшиеся от первого и друг от друга формулировкой 80-го вопроса. Во втором издании вопрос звучал так: «В чём различие между Вечерей Господней и католической мессой?» (в третьем месса именовалась «папской»). Месса была названа «отречением от единственной жертвы, которую принёс Христос, и отвратительным идолопоклонством». Этот вопрос был вставлен по распоряжению курфюрста, поэтому в конце второго и третьего изданий 1563 г. напечатано примечание, что «по распоряжению его высочества курфюрста в настоящее издание добавлено то, что было пропущено в издании первом, а именно на 53 странице (80 вопрос)». Таким образом, текст катехизиса очень своеобразен по форме, излагает протестантское вероучение от первого лица, в тоне, лишённом полемической заострённости. Первоначально Гейдельбергский катехизис состоял из 128 вопросов-ответов, а начиная со второго издания, их стало 129. Они сгруппированы в три раздела (наподобие католических катехизисов) и разбитых на 52 группы для еженедельного изучения в течение года, поскольку катехизис изначально разрабатывался не только для религиозного обучения, но и для проповеди. Первый раздел посвящён греховности человечества; второй искуплению во Христе, богослужению и христианским таинствам, а также Апостольскому Символу веры; третий содержит реформатское толкование Десяти заповедей и Молитвы Господней.

 



 
PR-CY.ru