ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ КАТЕХИЗИС - Страница 2

На первый вопрос: «Каково ваше единственное упование в жизни и смерти?» – в Гейдельбергском катехизисе даётся следующий ответ: «Моё единственное упование в том, что плотью и духом, в жизни и в смерти я, раб Божий, не принадлежу самому себе, но Спасителю нашему, Иисусу Христу. Ибо Он драгоценной Кровью Своей сполна заплатил за все грехи мои и освободил меня от власти дьявола. Он хранит меня так, что ни один волос с моей головы не упадёт без воли Отца Небесного, и даже так, что всё должно служить моему спасению. Духом Своим Святым Он свидетельствует мне о жизни вечной и готовит меня всем сердцем жить для Него». Второй вопрос и ответ на него раскрывают структуру Гейдельбергского катехизиса: «Что необходимо вам знать, чтобы счастливо жить и умереть в этом уповании? Три вещи: во-первых, как велики мои грехи и глубоко моё падение; во-вторых, как спастись от грехов и падения; в-третьих, как благодарить Господа за моё спасение». Далее катехизис делится на три части. Первая – вопросы-ответы 3–11, касающиеся греха и бедственного положения человека; вторая – вопросы-ответы 12–85, раскрывающие тему избавления человека от греха, т.е. искупления его Христом; третья – вопросы-ответы 86–129, о благодарности искупленных людей, т.е. как прожить истинно христианскую жизнь. Часто разделы коротко именуют: «грех», «спасение» и «служение». Это трёхчастное деление связано со структурой Послания апостола Павла к Римлянам, в котором Павел переходит от размышлений о греховной природе человека (Рим. 1:18–3:20) к размышлениям об искуплении во Христе (Рим. 3:21–9:33), а затем о христианской жизни (Рим. 12–15:13). В первой части, состоящей из девяти вопросов, говорится о том, что человек «по естеству своему склонен ненавидеть и Бога, и ближнего своего» (вопрос 5), и что не Бог сделал его таким (вопрос 6), а падение и непослушание «прародителей наших Адама и Евы в раю, ибо тогда естество наше столь испортилось, что зачаты и рождены мы во грехе» (вопрос 7). Человеческая природа настолько повреждена, что люди «не способны творить добро и склонны ко всякому злу» (вопрос 8), и (вопрос 10) если человек не возродится в Духе Господнем, то Бог воздаст ему за грехи «судом праведным, во времени и в вечности, ибо проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в Книге Закона (Гал. 3:10)». С точки зрения авторов катехизиса, это не умаляет Божественного милосердия, т.к. «…Бог милостив, но Он также и справедлив. И Его справедливость требует, чтобы грех, совершённый против Всевышнего Бога, был наказан самой строгой, немедленной и вечной карой тела и души» (вопрос 11). Этот вопрос даёт возможность перейти ко второй части Гейдельбергского катехизиса – к спасению. В вопросах 12–15 говорится о том, что справедливость должна быть соблюдена, и люди должны полностью «заплатить за все долги свои сами либо с помощью другого» (вопрос 12), но они не могут оплатить все свои долги, ибо «ежедневно их увеличивают» (вопрос 13). Никакое «другое создание» не может искупить их, т.к. Бог, во-первых, не будет наказывать другое существо за человеческие грехи, а во-вторых, «ни одно живое создание не может вынести бремени вечного гнева Божьего против греха и спасти других от Его гнева» (вопрос 14). Таким образом, спасителем человечества может стать только тот, кто, «будучи воистину человеком и человеком справедливым… могущественнее всех творений, то есть не только человек, но и истинный Бог» (вопрос 15). Таким Спасителем может быть только Иисус Христос (вопрос 18). Но Христос спасает не всех, но тех, «кто благодаря истинной вере становятся членами Христа и получают все дары Его» (вопрос 20). В этом случае особенно важным становится определение «истинной веры», данное в следующем вопросе: «Истинная вера – не только знание и убеждение, что всё, открытое Богом в Слове Его, есть истина, но также и твёрдая уверенность, которую Дух Святой через Евангелие вселил в меня, что не только другим, но и мне тоже дарованы Господом отпущением грехов вечная праведность и спасение только по милости Божьей ради спасительной работы Христа» (вопрос 21).

 



 
PR-CY.ru