ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ КАТЕХИЗИС - Страница 4

Учение Гейдельбергского катехизиса о Святом Причастии раскрывается в вопросах 75–82. Иисус Христос повелел всем верующим в воспоминание о Нём «есть от этого переломленного хлеба и пить из этой чаши и дал обещания. Во-первых, Он обещал, что Его тело на кресте было жертвой ради меня, и Его кровь пролита ради меня. Это так же верно, как то, что хлеб Господний переломлён для меня, и чаша дана мне, и я это вижу своими глазами. Во-вторых, Он обещал, что Своим распятым телом Он напитает и ободрит мою душу для вечной жизни» (вопрос 75). В этом же вопросе говорится о том, что хлеб и вино – «знак Тела и Крови Христовой», а в вопросах 78–79 эта тема раскрывается более полно. С точки зрения авторов катехизиса, «хлеб во время причастия не превращается в само тело Христа, хотя соответственно природе таинств и по слову Духа Святого его называют Телом Иисуса Христа» (вопрос 78). На вопрос же о том, почему Христос Сам называет хлеб Своим Телом и чашу Своей Кровью (см.: Мф. 26:26–28), катехизис отвечает, что Христос «хочет этим научить нас, что подобно тому, как хлеб и вино питают нас в этой временной жизни, так Его распятое Тело и пролитая Кровь становятся истинной пищей и питьём для наших душ для жизни вечной. Более того, этими видимыми знаками и залогами Он хочет уверить нас в том, что мы так же действительно причастны Его истинному Телу и Крови, посредством Духа Святого, как действительно получаем в уста наши эти святые знаки в память о Нём, и в том, что Его страдания и смирение были принесены за нас, как если бы мы сами страдали и сами искупали перед Господом наши долги» (вопрос 79). Причастие было установлено для тех, «кто стремится всё более и более укрепить свою веру и исправить свою жизнь. Но лицемеры и те, кто не обращён к Господу с искренним сердцем, те едят и пьют в осуждение себе» (вопрос 81). Те, кто «по исповеданию и жизни своей показывают себя неверующими и безбожниками», не допускаются к Причастию, чтобы не осквернить его и не возбудить гнев Божий против общины (вопрос 82). Община обязана отлучать недостойных от Причастия, пользуясь так называемыми ключами Царства Небесного – проповедью Евангелия и церковной дисциплиной. Этими ключами врата Царства Небесного открываются для верующих и закрываются перед неверующими (вопрос 83). Третий раздел Гейдельбергского катехизиса (вопросы 86–129) посвящён тому, как христиане должны жить в благодарность за искупление, дарованное Иисусом Христом, и поделён на две части – покаяние и молитва. Христианская жизнь не является необязательным и добровольным придатком к вере, но неизбежным и обязательным следствием веры (вопрос 86). Покаяние – умерщвление ветхого человека и возрождение человека нового (вопрос 88). В этом процессе, длиной во всю человеческую жизнь, христианина направляют Десять заповедей, подробно рассмотренные в вопросах 92–113. Размышления о заповедях заканчиваются констатацией, что «даже лучшие из людей в этой жизни стоят лишь в самом начале послушания Господу, однако же, начиная жить с серьёзными намерениями, они следуют всем, а не некоторым заповедям Божиим» (вопрос 114). Последняя тема, рассматриваемая в катехизисе, – молитва, которая названа необходимой частью христианской жизни и должна произноситься с сердечным воздыханием и благодарностью. Особое внимание уделяется подробному разъяснению молитвы Господней (вопросы 118–129). В катехизисе ничего не говорится о таких характерных для реформатского богословия положениях, как двойное предопределение и предвечное постановление об осуждении. Гейдельбергский катехизис получил широкое признание и распространение среди реформатских церквей как Европы, так и всего мира. Проповедник общины голландских реформатов в Гейдельберге Петер Датений перевёл третье издание катехизиса на голландский язык в 1563 г., а после возвращения на родину (1568 г.) ознакомил с текстом местные реформатские церкви. Гейдельбергский катехизис был принят провинциальными синодами Алкмара (1573 г.) и Дордрехта (1574 г.), а также национальными синодами Голландской реформатской церкви в Дордрехте (1578 г.), Мидделбурге (1581 г.), Гааге (1586 г). В 1618–1619 гг. в Дордрехте Гейдельбергский катехизис был включён в «Три формы единства», содержащие Бельгийское исповедание и «Каноны» Дортского синода (1618–1619) как официальные вероисповедные документы Голландской реформатской церкви. В настоящее время Гейдельбергский катехизис сохраняет свой статус в немецких и голландских реформатских церквах и в церквах, генетически с ними связанных (например, Немецкой реформатской церкви в Америке, Христианской реформатской церкви в Северной Америке, Голландской реформатской церкви в Южной Африке и др.), а также признаётся подавляющим большинством реформатских церквей во всём мире. Кроме Германии и немецкоязычных стран  он пользуется особым авторитетом среди протестантов Польши и Украины.



 
PR-CY.ru