ГЁЛЬДЕРЛИН Иоганн Христиан Фридрих - Страница 12

Особенно интересны для исследователей параллели в творчестве Гёльдерлина и Фридриха Ницше (1844–1900 гг.), хотя среди своих знаменитых «пяти Нет» Ницше непоколебимо отвергает «18 век Руссо» и романтизм, в котором сходятся идеалы христианства и Руссо. Но, может быть, Гёльдерлин уже предчувствует «тот мост», который Ницше перекидывает между «последними людьми» и сверхчеловеком, когда пишет брату: «Я люблю человеческий род будущих столетий… Мы живём в такое время, когда всё работает на будущее». Вот что писал у Гёльдерлина Гиперион Диотиме: «Но только ни за что не поддавайся обманчивой жалости, поверь мне, для нас есть ещё одна радость. Истинная скорбь воодушевляет. Кто поднялся до страдания, тот стоит выше других. И это великолепно, что только в страдании мы обретаем свободу души…» Кажется, что это говорит Ницше, который устами Заратустры словно сводит к формуле вещие интенции поэтических прозрений Гёльдерлина: «Я, Заратустра, заступник жизни, заступник страдания, заступник круга…» Возможно, более ранние слова Гёльдерлина («и все боги бегут от них») помогут нам понять слово Ницше: «Бог мёртв», которым он, как молотом, ударяет своих современников. Но есть ли это такое состояние мира культуры, когда Бог действительно покидает мир, выступая тем самым как не-Сущий (известно также, что в 1871 г. Ницше делает набросок трагедии «Эмпедокл»). Философский интерес к Гёльдерлину просыпается, когда Вильгельм Дильтей (1833–1911 гг.) публикует в 1905 г. знаменитую книгу «Переживание и поэзия: Лессинг – Гёте – Новалис – Гёльдерлин», подчёркивая роль «гениальных творцов» в связи со своей теорией духовно-исторического понимания. Значительный вклад в «ренессанс Гёльдерлина» в начала XX в. внёс Норберт фон Хеллинграт (1888–1916 гг.), погибший в 28 лет на Первой мировой войне, но успевший подготовить первое научное издание сочинений Гёльдерлина в шести томах и исследование «Наследие Гёльдерлина» (опубликовано в 1936 г.). Экспрессионисты устанавливают настоящий «культ Гёльдерлина»; его влияние несомненно на поэзию Стефана Георге (1868–1933 гг.), Георга Тракля (1887–1914 гг.), Райнера Марии Рильке (1875–1926 гг.). Безусловным признают исследователи значение Гёльдерлина (как и выше названных поэтов) для эволюции фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера, которому принадлежит приоритет в попытке «мыслить всерьёз» поэтические откровения Гёльдерлина, которого он называет «поэтом поэтов», поскольку в его творчестве осмысляется и обретается суть поэтической речи. В докладе «Гёльдерлин и сущность поэзии» Хайдеггер пишет: «…Поэзия есть устанавливающее именование бытия и сущности всех вещей, – не произвольное творение, но то, посредством чего впервые вступает в Открытое всё то, что мы затем обговариваем и переговариваем в повседневной речи… Поэзия есть изначальная речь некоего исторического народа. Ибо «только там, где есть событие речи, есть Мир (Welt)… и лишь там, где господствует мир, есть История» (ср. у Юлии Кристевой: «… По крайней мере, со времён Гёльдерлина поэтический язык оставил красоту и значение с тем, чтобы стать лабораторией, где в столкновении с философией, знанием и трансцендентальным Эго всякого означивания, поддерживается невозможность означаемого или означивающей идентичности»).

 



 
PR-CY.ru