ГОЦЦИ Карло - Страница 3

По словам Гоцци, в «Трёх апельсинах» он ставил своей задачей «высмеять “Перекрёсток”, “Кухарок”, “Кьоджинские перепалки” и другие плебейские и тривиальные произведения», однако значение спектакля оказалось намного шире пародии. Своими пьесами-сказками Карло Гоцци пытался составить эстетическую оппозицию новой литературе. Историю этой сказки использовал Сергей  Сергеевич Прокофьев (1891–1953 гг.) для своей оперы 1919 г. «Любовь к трём апельсинам». Первая пьеса была почти целиком импровизационной (о ней исследователи судят лишь на основе авторского «разбора по воспоминаниям», являющегося блистательным, но чисто литературным произведением). Девять последующих фьяб сохранили импровизацию лишь там, где действие было связано с масками комедии дель арте, роли главных героев написаны благородным и выразительным белым стихом. Их высоко ценили Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749 – 1832 гг.), братья Август (1767–1845 гг.) и Фридрих (1772–1829 гг.) Шлегели, Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822 гг.), мадам де Сталь (1766–1817 гг.), Александр Николаевич Островский (1823–1886 гг.) и многие другие. Карло Гоцци создал трагикомические сказки «Ворон» (1761 г.) и «Король-олень» (1762 г.), написанные почти целиком торжественным, архаическим стихом, который придал пьесам определённую высокопарность. Маски в театральных сказках присутствовали, но импровизация была почти так же ограниченна, как в комедиях Карло Гольдони. Гоцци старался не только развлекать своих зрителей шутками Труффальдино, но и внушать им свои представления о добре, правде и справедливости, носителями которых во фьябах выступали, главным образом, «высокие», царственные персонажи. В «Короле-олене» Гоцци коснулся даже политической темы, нередко становившейся в XVIII в. предметом философских дискуссий. По его замыслу, эта театральная сказка должна была стать «аллегорическим зеркалом, изображающим тех монархов, которые, слепо доверяясь своим министрам, сами превращаются в чудовищные фигуры». В 1762 г. Карло Гоцци поставил свою лучшую пьесу – «Турандот». Широко использовав в ней поэтику народной сказки, он отказался, однако, от волшебных превращений и создал если не реалистические, то, во всяком случае, глубоко человеческие характеры. Покорённый талантом Карло Гоцци, Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (1759–1805 гг.) переработал «Турандот» для сцены Веймарского театра. На сюжет одной из лучших пьес Карло Гоцци позже была написана музыка Карла Марии Фридрих Августа фон Вебера (1786–1826 гг.) и опера Джакомо Пуччина (1856–1924 гг.). В такой же манере были написаны «Счастливые нищие». Однако в «Зобеиде», «Женщине-змее», «Синем чудовище», «Дзеиме, царе джинов» и «Зелёной птичке» Карло Гоцци опять вернулся к сказочной фантастике, выводя на сцену говорящие статуи, злых и добрых волшебников, очарованных принцесс и т.п. Особенно интересна «Зелёная птичка», в которой метко, ехидно, но весело высмеивается просветительская теория «разумного эгоизма», защитником которой в пьесе выступает тупой, самодовольный и достаточно зловещий Труффальдино.

 



 
PR-CY.ru