ГОЦЦИ Карло - Страница 2

Советский литературовед и переводчик Борис Георгиевич Реизов (1902–1981 гг.) отметил, что в XVIII в. «трудно было найти столь откровенного апологета феодальных порядков», что, естественно, ограничивало творческие возможности Карло Гоцци, но не иссушило его таланта, поскольку в своих произведениях он не только отстаивал народную старину, но и, подобно Джамбаттиста Вико (1668–1744 гг.), пытался защитить искусство от нового «варварства рефлексии». Карло Гоцци был шестым из одиннадцати детей обедневшего венецианского графа Якопо Антонио Гоцци и его супруги Анджолы Тьеполо. В поисках средств к существованию в возрасте 16 лет записался в армию, действовавшую в Далмации. Через три года вернулся в Венецию. Его творчество началось сатирическими произведениями – стихами и памфлетами, высмеивающими просветительскую реформу итальянского театра, осуществлявшуюся в 1750 гг. Карло Гольдони («Комический театр в трактире Пилигрима в руках у академиков Гранеллесков», «Тартана влияния на 1756 високосный год»), которые обеспечили ему известность и открыли дорогу в литературное общество (Академию) Гранеллески. Это общество выступало за сохранение тосканских литературных традиций и против новомодных реалистических пьес таких драматургов, как Пьетро Кьяри и Карло Гольдони. Затем Карло Гоцци сам обратился к драматургии. Он считал комедию масок лучшим, что дала Венеция театральному искусству. Свою литературную деятельность он начал с написания поэм, вполне отвечавших духу Луиджи Пульчи «Причудница Марфиза» и т.д. и эссе, в которых он полемизировал с Карло Гольдони, проводившим тогда свою знаменитую театральную реформу. Прекрасный знаток и пламенный поклонник комедии дель арте, Карло Гоцци полагал, что плебейским вкусам потакают, прежде всего, комедии самого Гольдони, а вовсе не комедия дель арте, как утверждалось. 25 января 1761 г. труппа актёров комедии масок, возглавляемая великим итальянским актёром-импровизатором XVIII в. Антонио Сакки, поставила в Венеции по сценарию Карло Гоцци импровизированный спектакль «Любовь к трём апельсинам», имевший грандиозный успех. Пьеса была написана специально для труппы Антонио Сакки, который вместе со своей труппой как нельзя лучше осуществил замыслы Карло Гоцци. Легенда гласит, что первую свою пьесу Гоцци написал, поспорив с Гольдони (который находился тогда в зените славы), что напишет пьесу на самый незатейливый сюжет, добившись при этом колоссального успеха. Вскоре появилась «Любовь к трём апельсинам». Её появлением Карло Гоцци создал новый жанр – фьябу, или трагикомическую сказку для театра. В её основе лежит сказочный материал, там причудливо смешиваются комическое и трагическое, причём источником комического являются, как правило, коллизии с участием масок (Панталоне, Труффальдино, Тартальи, Бригеллы и Смеральдины), а трагического – конфликт главных действующих лиц. В сюжетную схему итальянской народной сказки Гоцци ввёл традиционные венецианские маски, откровенные буффонады которых служили остроумному пародированию стиля комедий Пьетро Кьяри, а также Карло Гольдони, которого Карло Гоцци справедливо считал своим главным идейным противником.

 



 
PR-CY.ru