ГОЦЦИ Карло - Страница 4

Карло Гоцци не был эстетом и никогда не стремился к той поэзии «чистой радости», которую в XX в. находили у него некоторые литературоведы. Подобно просветителям, он наполнял свои фьябы «строгой моралью и сильными страстями», но эта мораль носила ярко выраженный антипросветительский характер. Впрочем, консерватизм идейных установок Гоцци в значительной мере нейтрализовался подлинно народным оптимизмом, который врывался в его театральные сказки из того, в конечном итоге, фольклорного материала, который составлял их сюжетную основу. Вот почему автору «Зелёной птички» удавалось не только пародировать действительно смехотворные стороны современного ему метафизического материализма, но и создавать высокопоэтические образы – умной, свободолюбивой девушки, которая мужественно борется за своё счастье (Турандот), верной, любящей жены («Король-олень», «Женщина-змея»), благородного юноши, братская любовь и дружба которого выдерживает самые страшные испытания («Ворон») и т.д. Именно прославление духовной силы, великодушия и благородства в сочетании с яркой театральностью обеспечило фьябам Гоцци огромный, хотя и непродолжительный успех не только у аристократического, но и у народного зрителя Венеции. По своему художественному стилю театральные сказки Карло Гоцци близки не столько аркадскому рококо, сколько запоздалому барокко. Для них характерны резко контрастные сочетания – светлого и тёмного, доброго и злого, высокой патетики героических персонажей, изъясняющихся архаическими стихами, и площадной буффонады, носителями которой являются Труффальдино, Панталоне, Бригелла, Тарталья, говорящие на венецианском диалекте. В ещё большей мере тяготение Гоцци к поэтике барокко проявилось в тех драматических произведениях, к которым он обратился после того, как жанр фьябы исчерпал себя и перестал пользоваться успехом у венецианцев. Карло Гоцци написал 23 трагикомедии в манере комедии плаща и шпаги, с масками, в которых возродилась «итало-испанская» драматургия XVII в. Наиболее интересны «Женщина, истинно любящая» (1771 г.), «Принцесса-философ» (1772 г.), «Любовное зелье» (1776 г.), однако они принесли ему несравненно меньшую известность, нежели фьябы и написанные под конец жизни знаменитые «Бесполезные мемуары» (1797 г.). В них Карло Гоцци ещё раз свёл счёты со своими врагами и нарисовал очень красочную картину жизни и быта (главным образом, театрального) современной ему Венеции. Он был погребён в венецианской церкви Сан-Кассиано. В Италии Карло Гоцци был скоро и полностью забыт. Но его сказки уже в конце XVIII в. вызвали интерес в Германии – сперва у Гёте и Шиллера, который перевёл для Веймарского театра «Турандот», а затем у романтиков. Великим почитателем Карло Гоцци был Э.Т.А. Гофман, давший оригинальную трактовку сказки «Любовь к трём апельсинам» и проницательно предугадавший, что новую жизнь фантастика фьяб обретёт на сцене кукольного театра (его фьябы и по сей день идут по всему миру, вызывая восхищение зрителя). В России Карло Гоцци ценил Н.А. Островский, считавший, что создатель «пьес из народных сказок» «стоит наряду с Мольером и прочими великими поэтами».



 
PR-CY.ru