Словарь по христианству Г ГОЦЦИ Карло

ГОЦЦИ Карло

ГОЦЦИ Карло (1720–1806 гг.) – итальянский писатель и драматург, автор сказочных пьес (fiabe), использующих фольклорные элементы сюжета и принципы комедии дель арте в выборе персонажей-масок; брат писателя Гаспаро Гоцци (1713–1786 гг.), граф. Мировоззрение и художественное творчество Карло Гоцци крайне противоречивы. Для его общественно-политических и эстетических воззрений был характерен консерватизм, нередко переходивший в откровенную реакционность. В отличие от своего старшего брата, Гаспаро, Карло Гоцци отвергал идеологию Просвещения, видя в ней угрозу всему существующему строю и «суровым принципам католицизма» («Чистосердечные рассуждения и подлинная история происхождения моих десяти сказок»). Остро ненавидя поднимающуюся буржуазию (она представлялась ему «сборищем торгашей и маклеров»), Гоцци глубоко презирал и современное ему итальянское дворянство, пороки и слабости которого он зло высмеял в несколько тяжеловесной героико-комической поэме «Причудница Марфиза» (1761–1768 гг.). Именно это объясняет сближение Карло Гоцци с Джузеппе Баретти (1719–1789 гг.) и его симпатии к Джузеппе Парини (1729–1799 гг.). По своим литературным вкусам и пристрастиям он оказался близок к пуризму, насаждавшемуся в Венеции шутовской Академией Гранеллесков (основана в 1747 г.), считая, что литература не должна отклоняться от того языка, на котором писали Луиджи Пульчи (1432–1484 гг.) и Маттео Мария Боярдо (около 1441 – 1494 гг.). Карло Гоцци полностью отвергал реализм и упорно боролся не только против комедий Карло Гольдони (1707–1793 гг.) и Пьетро Кьяри (1712–1785 гг.), но и против драматургии французского Просвещения (Пьера-Огуюстена де Бомарше, Луи Себастьяна Мерсье, Мишеля Жана Седена), начавшей проникать на итальянскую сцену в 1760–1770 гг. Обвиняя просветительских реалистов «в буквальном воспроизведении природы вместо подражания ей», в крайней приземлённости картин и образов, перегруженности «ненужными», с его точки зрения, подробностями, Карло Гоцци «боролся за право поэзии, фантазии и условности в театре, которых не признавал трезвый рационалист Гольдони». В противоположность большинству писателей XVIII в. Карло Гоцци сумел почувствовать поэзию крестьянской волшебной сказки – он был усердным читателем «Пентамерона» Джамбаттиста Базиле (1566–1632 гг.) – и страстно любил венецианскую народную комедию масок, справедливо почитая её гордостью Италии. Он попытался соединить эти две народные струи, надеясь нейтрализовать те, как ему казалось, вредные идеи, которые принесла на сцену «партия философов». Карло Гоцци тоже считал театр школой морали, но его программа народного воспитания существенно отличалась от программы, выдвинутой Дени Дидро (1713–1784 гг.), Готхольдом Эфраимом Лессингом (1729–1781 гг.) и Карло Гольдони. Автор «Чистосердечных рассуждений и подлинной истории происхождения моих десяти сказок» бестрепетно утверждал: «Воспитание низших классов заключается в религии, усердном и честном занятии своим ремеслом, слепом повиновении своему государю и преклонении главы перед прекрасным порядком общественной субординации, а вовсе не в пропаганде естественного права, не в объявлении законов злоупотреблениями властью меньшинства, жестокой тиранией, а всего лучшего, что установилось в глубоко несчастном человечестве, – варварским игом и ярмом».

 



 
PR-CY.ru