ГРИГОРИЙ VII - Страница 3

Посягательства Григория VII на зарубежные учреждения Русской церкви, расположенные будто бы на территории православной диаспоры Вселенского престола, выразились в новых безуспешных попытках подчинения Константинопольской патриархии Митрополита Евлогия с его церковной областью и в печальной памяти дарования «автокефалии» Польской церкви. Польский вопрос (как и Финляндский и Эстонский) всецело представлял собой детище политического характера. Определением Собора 1917–1918 гг. православные епархии, вошедшие впоследствии в состав Польского государства, были полностью подчинены Русской церковной власти. В соответствии с положением этих епархий в условиях суверенного государства патриарх Тихон письмом от 14/27 сентября 1921 г. предоставил им права «широкой автономии, мало чем разнящейся от автокефалии при условии нынешних сообщений», а Указом Священного Синода от 15/28 сентября 1921 г. за № 1424 утвердил «Положение» о Соборе православных епархий в Польше. 5 октября 1921 г. на Варшавскую кафедру был назначен бывший Минский и Туровский архиепископ Георгий (Ярошевский), которому в январе следующего года был предоставлен титул митрополита. Одновременно митрополиту Георгию было препровождено «Положение» об управлении Православной Церковью в Польше, одобренное 14/27 января 1922 г. патриархом Тихоном, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом Русской Церкви. «Положение» в целом виде не получило одобрения Польского правительства и не вступило в силу. Польское правительство, вдохновляемое, главным образом, католическим клиром, было озабочено тем, чтобы обособить православные епархии Польши, насчитывавшие в то время более 4 млн. верующих, от Русской церкви и обессилить их. Курс на автокефалию нашёл горячую поддержку в митрополите Георгии и епископе Кременецком Дионисии (Валединском). До принятия определённого положения об управлении епархиями церковная жизнь в Польше регламентировалась, главным образом, административными распоряжениями Министерства Исповеданий и Народного Просвещения, каковые нормы совершенно не соответствовали началам веротерпимости, выраженным в Польской Конституции 1921 г. В январе 1922 г. Собор православной церкви в Польше перевесом голоса председателя принял предложенные департаментом вероисповеданий так называемые «временные правила», передающие православную церковь в полное распоряжение католического государства. В середине июня 1922 г. Собор епископов православной церкви в Польше, собравшийся в Варшаве, тремя голосами (митрополита Георгия, епископа Дионисия и новохиротонисанного епископа Александра) против двух (архиепископа Елевферия и епископа Владимира) высказался за установление автокефалии Православной Церкви в Польше, при условии, «что Польское правительство получит на автокефалию благословение Константинопольского и других Патриархов, а равно Глав автокефальных Церквей – Греческой, Болгарской и Румынской, а также Патриарха Московского, если последний возвратится к власти, и если Патриархат в России не будет упразднён». В заседании 15 июня 1922 г. Совещание трёх епископов – автокефалистов получило наименование «Священного Синода Православной Митрополии в Польше». Одновременно правительство (при деятельной поддержке автокефалистов) административными мерами устранило сторонников законного канонического порядка православной церковной жизни в Польше.

 



 
PR-CY.ru