ГРИГОРИЙ VII - Страница 4

Епископ Вельский Сергий (под предлогом, что он был хиротонисан во епископа без согласия правительства) в мае 1922 г. был выселен в Чехословакию, архиепископ Елевферий и епископы Владимир и Пантелеймон лишены кафедр под разными предлогами. Характерно, что стойкость верных иерархов была определена так называемым Собором епископов православной (автокефальной) митрополии в Польше, как будто бы направление церковной жизни к анархии и церкви – к бесправию, почему «Священный Синод не мог потерпеть дальнейшего пребывания их на кафедрах». 8 февраля 1923 г. выстрелом фанатика митрополит Георгий был убит. Согласно «Положению» о Соборе Православной Церкви в Польше, принятому в январе 1922 г., 10 февраля 1923 г. в исполнение обязанностей митрополита и председателя Священного Синода вступил архиепископ Волынский и Кременецкий Дионисий. Вакантные кафедры были замещены сторонниками автокефалии, ревнителями отделения Православной Церкви в Польше от Русской Церкви. Собором православных епископов Польши 27 ноября 1923 г. Варшавским митрополитом был избран архиепископ Дионисий, утверждённый в этой должности 13 марта 1923 г. Константинопольским патриархом Мелетием IV, который закрепил за митрополитом Дионисием титул Варшавского и Волынского и всей Православной Церкви в Польше и священно-архимандрита Почаевския Успенския Лавры. Первым деянием митрополита Дионисия было обращение к патриарху Тихону с просьбой «благословить самостоятельное существование Православной Церкви в Польском государстве, покровительствующем и оберегающем права свободного проявления и развития нашей Православной Церкви». В ответном письме митрополиту Дионисию от 23 мая 1924 г. за № 244 патриарх Тихон, прежде всего, выразил недоумение «перед фактом полной независимости Православной Церкви в Польше от Патриарха Всероссийского и перехода её под юрисдикцию Патриарха Константинопольского, утверждающего, как видно из письма Вашего Высокопреосвященства, акт избрания митрополита Варшавского и всея Польши», ибо «остаётся неясным, на основании каких канонических правил часть Всероссийской Православной Церкви без согласия Поместного Собора и благословения её Предстоятеля могла стать независимой, и какими каноническими правилами руководясь, Святейший Мелетий IV, бывший Патриарх Константинопольский, счёл себя вправе простирать свою власть на часть Патриархата Российского». Указав на многочисленные сведения, рисующие в очень неблагоприятном свете историю перехода Православной Церкви в Польше к независимости и её плачевное положение в Польском государстве, патриарх Тихон отказался благословить испрашиваемую автокефалию, заявив вместе с тем, что таковую может впоследствии даровать Собор Всероссийской православной церкви. Призыв патриарха Тихона к каноническому послушанию не нашёл сочувствующего отклика в среде православных иерархов в Польше. С согласия и благословения патриарха Григория VII 9/22 июня 1924 г. во всех православных храмах Польши был введён новый стиль. На просьбу патриарха Тихона сообщить ему о жизни и событиях Православной Церкви в Польше митрополитом Дионисием был опубликован в «Вестнике Православной Митрополии в Польше» тенденциозный обзор церковных событий, поставивших «нашу Православную Церковь в двоякую каноническую зависимость – от Вашего Святейшества и Святейшего Патриарха Вселенского», при которой «вопрос о самостоятельном существовании Православной Церкви в Польше может быть решён благословением Вашего Святейшества и Вселенского Патриарха».

 



 
PR-CY.ru