ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ - Страница 21

В конце 303 г. Диоклетиан по случаю празднования 20-летия вступления на престол объявил амнистию; множество христиан были выпущены из тюрем, и интенсивность преследований спала. Однако вскоре император Диоклетиан тяжело заболел, и власть фактически оказалась в руках Галерия. Весной 304 г. был издан четвёртый эдикт, повторявший отчаянные меры императора Деция. Все христиане под страхом смерти были обязаны совершить жертвоприношения. От применения этого эдикта по всей империи (за исключением Галлии и Британии) пострадало множество верующих. 1 мая 305 г. Диоклетиан сложил с себя власть, заставив поступить так же Максимиана Геркулия. С этого момента гонение фактически прекратилось на Западе, во владениях ставшего августом Констанция Хлора и его наследника Константина Великого. Не возобновлялись преследования христиан и другими правителями Запада – Флавием Севером, Максимианом Геркулием и Максенцием. После отречения Диоклетиана император Галерий (293–311 гг.) возглавил тетрархию и принял в управление Восток империи. В его владениях (Иллирик и Малая Азия) и владениях его племянника (не менее фанатичного врага церкви), цезаря Максимина Дазы (Египет, Сирия и Палестина) гонения продолжились. Евсевий Кесарийский сообщает, что Максимин Даза в 306 г. обнародовал новые эдикты, которые предписывали, чтобы наместники провинций заставляли всех христиан совершать жертвоприношения. Следствием этого стали многочисленные мученичества. В Александрии по приказу префекта Египта был обезглавлен Филором вместе с Тмуитским епископом Филеем. В Палестине экзекуции происходили почти ежедневно. Среди пострадавших был друг и наставник Евсевия Кесарийского Памфил (память 16 февраля). Множество христиан Кесарии Палестинской были осуждены на каторжные работы в рудниках после предварительного ослепления. Несмотря на некоторый спад преследований, число мучеников, пострадавших при императоре Галерии, было также чрезвычайно велико. Из них широко известны и почитаемы церковью Димитрий Солунский (память 26 октября), Адриан и Наталия Никомидийские (память 26 августа), Кир и Иоанн Бессребреники (память 31 января), Екатерина Александрийская (память 24 ноября), Феодор Тирон (память 17 февраля); 156 святых Тирских мучеников во главе с епископами Пелием и Нилом (память 17 сентября), никомидийские священники Ермолай, Ермипп и Ермократ (память 26 июля), Египетские мученики Маркиан, Никандр, Иперехий, Аполлон и др. (память 5 июня), Мелитинские мученики Евдоксий, Зинон и Макарий (память 6 сентября), Амасийские мученицы Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона и др. (память 20 марта), Вифинские мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора (память 10 сентября), Кесарийские мученики Антонин, Никифор и Герман (память 13 ноября), Еннафа, Валентина и Павла (память 10 февраля). В 308 г. Максимин Даза, недовольный своим титулом цезаря, проявил независимость от августа Галерия и намеренно объявил о смягчении антихристианских мер. Постепенно гонение затихло и во владениях «старшего» августа Галерия. В 311 г. этот император, поражённый неизлечимой болезнью, издал эдикт, который впервые в истории Римской империи предоставлял церкви легальный статус, признавая христианство дозволенной религией. Император Максимин Даза (305–313) после смерти Галерия (5 мая 311 г.) принял в управление весь Восток империи и, несмотря на эдикт о веротерпимости, возобновил гонение. В это время оно перестало быть вопросом только внутренней политики, поскольку Максимин начал войну с соседним Армянским царством, которое десять лет назад (при Трдате III) приняло христианство как официальную религию. Во владениях Дазы впервые пытались реорганизовать язычество, придав ему особое иерархическое устройство, напоминавшее церковь. По указанию Максимина Дазы распространялись подложные «Акты Пилата», содержавшие клевету на Христа.

 



 
PR-CY.ru