ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ - Страница 22

Император скрытно подстрекал язычников, чтобы они брали на себя инициативу изгонять христиан из городов. Последовали и новые казни: был брошен зверям престарелый епископ Сильван Эмесский вместе с диаконом Лукой и чтецом Мокием (память 29 января), казнены епископ Мефодий Патарский (память 20 июня) и архиепископ Пётр Александрийский (память 25 ноября), погибли и другие епископы Египта. В Никомидии был убит учёный пресвитер Антиохийской церкви Лукиан (память 15 октября), пострадали также епископ Климент Анкирский (память 23 января), Порфирий Стратилат и 200 воинов в Александрии (память 24 ноября), Евстафий, Феспесий и Анатолий Никейские (память 20 ноября), Иулиан, Келсий, Антоний, Анастасий, Василисса, Марионилла, семь отроков и 20 воинов Антинойских (Египет; память 8 января), Мина, Ермоген и Евграф Александрийские (память 10 декабря) и др. Преследование на Востоке активно продолжалось до 313 г., когда по требованию Константина Великого Максимин Даза был вынужден его прекратить. Сохранился текст его рескрипта на имя префекта Сабина, в котором предписывалось «не обижать жителей» и привлекать «к вере в богов больше лаской и убеждением». В провозглашённую императором терпимость христиане не верили, с тревогой наблюдая за новой политикой прежнего жестокого гонителя, пока он не сошёл с исторической сцены, разгромленный Лицинием в 313 г. В том же году в Медиолане (Милане) императоры Константин и Лициний, разделившие власть в империи, подписали эдикт, предоставлявший полную свободу христианству. «Таким образом, закончилась трёхсотлетняя эпоха гонений на христиан со стороны язычников, закончилась со славой для новой религии и позором для язычества» (Болотов В.В. Собрание трудов. Т. 3). Император Константин видел в христианстве опору государства, а христиане наделялись привилегиями. Несмотря на яростное гонения в первые три века, они не смогли сдержать распространения христианства. Многие христиане приняли мученическую смерть, а оставшиеся в живых стали исповедниками, поэтому быстро развивалось их почитание, включая заботу о местах захоронений и совершение над их могилами литургии. Это послужило более чёткому оформлению вероисповедания и культа. Несмотря на сокрушительное поражение язычества, в IV в. произошло ещё два кратковременных рецидива прежней антихристианской политики. Император Лициний (308–324 гг.), правивший Востоком империи и с 312 г., заключивший союз с императором Константином и поддержавший Миланский эдикт, по не ясным для исследователей причинам около 320 г. открыл гонение против церкви в своих владениях, которое прекратилось после его разгрома Константином Великим при Хрисополе и низложения в 324 г. Жертвами гонения Лициния среди прочих стали Феодор Стратилат (память 8 февраля и 8 июня), Евстафий Анкирский (память 28 июля), епископ Василий Амасийский (память 26 апреля), Фока Вертоградарь Синопский (память 22 сентября); сорок Севастийских мучеников (память 9 марта), а также Севастийские мученики Аттик, Агапий, Евдоксий и др. (память 3 ноября); мученики Илия, Зотик, Лукиан и Валериан Томские (Фракия; память 13 сентября). Император Юлиан Отступник (361–363 гг.) стал последним гонителем христиан в Римской империи. Предприняв отчаянную попытку возродить язычество, он не мог их преследовать открытым судом. Объявив всеобщую веротерпимость, Юлиан запретил христианам преподавать грамматику и риторику. Возвратив из ссылок епископов, император провоцировал конфликты между догматическими противниками, арианами и православными, или даже поддерживал некоторых еретиков (крайних ариан – аномеев). В период его краткого правления во многих городах Востока империи происходили антихристианские погромы, в результате чего несколько христиан стали мучениками. Гибель Юлиана в 363 г. положила конец последней попытке язычества возобладать над христианством.

 



 
PR-CY.ru