ГРИГОРИЙ РИМИНИЙСКИЙ - Страница 2

Поскольку же принципиальной характеристикой науки, использующей строгое доказательство (demonstratio), является необходимость и общезначимость её положений, поэтому то, что Григорий Римнийский называет «совокупным обозначаемым» («significatum totale»), – это не отдельная вещь или совокупность вещей (т.к. все тварные вещи изменчивы и преходящи), но положение вещей (их бытие таким-то образом – sic esse). Так, например, совокупным обозначаемым высказывания «человек есть живое существо» является не отдельный человек, не общая природа и не совокупность людей, но тот факт, что человек есть живое существо. Данный факт сам по себе не есть вещь и не существует в природе ни в каком виде, а потому не является контингентным и преходящим; напротив, общезначимо и неизменно, что, если человек есть, он есть живое существо. При этом очевидно, что всякое составное познание предполагает простое, поскольку элементами высказываний, образующих научные доказательства, являются понятия или термины, формируемые в процессе простого познания. Из этого следует также, что поскольку простое познание начинается с опыта, то и составное познание также (непосредственно или опосредованно) берёт начало в опыте и верифицируется исключительно опытным путём. Подобное понимание познания у Григория Римнийского закономерно приводит к тому, что Богооткровенная теология вообще не может считаться наукой в строгом смысле этого слова. Поскольку главные богословские положения основаны на авторитете Священного Писания и не находят подтверждения в непосредственном чувственном опыте человека, строгое научное доказательство в теологии неприменимо. В вопросе о познаваемости Бога в рамках естественной теологии Григорий Римнийский исходил из того, что, во-первых, существование Бога не является самоочевидным (per se notum) и, во-вторых, человек в земной жизни лишён непосредственного лицезрения сущности Бога, а потому не может обладать познавательной формой или простым понятием Бога. Тем не менее, достичь определённого знания о Боге возможно при помощи разума. Во-первых, можно обладать неким сложным понятием Бога, сформированным на основании простых понятий творения. Начав с опытного восприятия тварных вещей, возможно прийти к понятию «необходимого сущего», «высшего блага», «бесконечной мудрости» и т.д. Во-вторых, Бог может познаваться в простом, произвольно установленном коннотативном понятии (conceptus connotativus ad placitum institutus), т.е. в таком понятии, которое, обозначая одно (в данном случае творение), со-означает иное (в данном случае Бога), являясь при этом «измышлением», сформированным разумом (fictum); в качестве такого понятия Григорий Римнийский называет понятие «творящий». В-третьих, Бог может познаваться в неком простом общем понятии, абстрагированном от тварных вещей. Впрочем, указанное знание о Боге является не собственным и отчётливым (propria et distincta), но общим и смутным (communis et confusa), что весьма резко ограничивает рамки естественной теологии как науки (scientia), построенной на строгих доказательствах. Следуя тенденциям своего времени, Григорий Римнийский не стремился доказать, например, что Бог всемогущ или бесконечно совершенен.

 



 
PR-CY.ru