ГРИГОРИЙ РИМИНИЙСКИЙ

ГРИГОРИЙ РИМИНИЙСКИЙ, Григорий из Римини (около 1300 – 1358 гг.) – итальянский средневековый богослов, философ и естествоиспытатель, член Ордена братьев-отшельников Августина Блаженного (см. Августинцы-еремиты), генерал Ордена в 1357–1358 гг. В юном возрасте вступил в Орден Августина Блаженного, в 1323–1329 гг. обучался в университете Парижа, где получил степень бакалавра теологии. Преподавал в орденских школах в Италии (Болонья, Падуя, Перуджа). В 1341 г. вернулся в Париж, где несколько лет читал лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского и получил степень магистра теологии (1345 г.). С 1346 г. преподавал в Падуе, с 1351 г. – во вновь учреждённой орденской школе в Римини. В 1357 г. избран генералом Ордена августинцев-еремитов. Последние полтора года жизни провёл в Вене, носил почётный титул «doctor acutus» («учитель острого ума») и «doctor authenticus» («учитель, чьи работы признаны авторитетными»). Главным трудом Григория Римнийского является комментарий к двум первым книгам «Сентенций» Петра Ломбардского («Lectura super primum et secundum librum Sententiarum»). Кроме того, ему приписываются (с разной степенью достоверности) следующие работы: комментарии к посланиям апостола Павла (не сохранились), трактаты «De gratia» («О благодати»; не сохранились), «De conceptione Beatae Virginis Mariae» («О зачатии Блаженной Девы Марии»), «De usura» («О ростовщичестве») и «De intensione et remissione formarum corporalium» («Об усилении и ослаблении телесных форм» («Lectura super primum et secundum librum Sententiarum»); трактат является извлечением из комментария к «Сентенциям» Петра Ломбардского). Исследователи отмечают, что теологические и философские позиции Григория Римнийского сформировались под влиянием представителей как так называемого via moderna («нового пути» – оксфордской школы Уильяма Оккама и его последователей), так и традиционного парижского августинианства (Генрих Гентский, Матфей из Акваспарты и др.). Исследователи полагают, что Григорий Римнийский был одним из первых парижских магистров, начавших активно использовать при чтении лекций по «Сентенциям» Петра Ломбардского идеи Уильяма Оккама, однако при этом творчество Григория Римнийского лишено крайностей оккамизма, более того, оно зачастую является критикой оксфордской школы с точки зрения традиции. Исследователи отмечают, что для понимания теологических воззрений Григория Римнийского важно выделить ряд общих гносеологических положений его учения. Во-первых, согласно Григорию Римнийскому, существует простое и составное знание (notitia simplex et complexa). Первое есть знание отдельных объектов, воспринимаемых чувством или разумом, второе – знание высказываний. Во-вторых, существует чувственное и интеллектуальное познание (notitia sensualis et intellectualis). Чувственное познание относится ко всему, что принадлежит к чувственно воспринимаемой реальности, интеллектуальное – к умопостигаемой реальности. Различие между простым и составным познанием (последнее есть также scientia, т.е. наука в собственном смысле слова) заключается в том, что объектом простого познания является отдельная единичная вещь или её образ, объектом составного познания – всё то, что обозначается тем или иным научным высказыванием.

 



 
PR-CY.ru