ГОСПОДЬ САВАОФ - Страница 4

На миниатюрах XVI в., прежде всего, в Лицевом летописном своде и «Годуновских Псалтирях», Господь Саваоф изображается в «небесах» благословляющим, часто с державой в левой руке. Господь Саваоф как Творец мира представлен в сценах «Творения» в цикле «Бытие» в росписи церкви во имя Святой Троицы в Вязёмах, в церквах во имя святителя Николая (Николы Мокрого) в Ярославле (1673 г.) и в честь Воскресения Христова в Ростовском кремле (1675 г.) и в Тутаеве (1679–1680 гг.). В XVII–XVIII вв. образ Господа Саваофа исследователи встречают в росписях балканских храмов: в композициях «Отечество» в церкви великомученика Георгия Полошского монастыря (Македония, 1609 г.), «Сопрестолие» в церкви монастыря Драгомирна (Румыния, 1607–1609 гг.). Образ Господа Саваофа был запрещён на Большом Московском Соборе 1666–1667 гг. как несоответствующий православному вероучению, поскольку, согласно соборным определениям, являл собой попытку изображения Бога Отца – неизобразимой первой Ипостаси Святой Троицы. Однако, несмотря на запрет, иконы так называемой новозаветной Троицы – «Отечество» и «Сопрестолие», в композицию которых входит образ Господа Саваофа, продолжали создаваться, помещались в иконостасы центральных соборов (Успенский собор Московского Кремля), украшали интерьеры храмов (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры). Исследователи отмечают, что, несмотря на отчётливую символическую связь с представлением о первой Ипостаси, рядом с подобными изображениями не встречается надпись: «Бог Отец». Понимание именования «Господь Саваоф» может совпадать с именованием «Господь Вседержитель» («Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель…» – Ам. 5:16) и относиться и к Святой Троице, и к Богу Отцу, и к Иисусу Христу, как в надписи, сделанной вокруг изображения Господа Вседержителя в росписи церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнивый небо и землю славы Твоею...» (см.: Ис. 6:3; Мф. 21:9). Широкое распространение иконографии Господа Саваофа обусловило его соотнесение с Иисусом Христом. Образ Господа Саваофа (как и Ветхого денми) могла сопровождать надпись: «IC XC» (например, на миниатюре «Сотворение человека» из сборника «Палея историческая, Апокалипсис с толкованием, изложение судных дел еретиков Ив. Висковатого и Матвея Башкина», вторая четверть XVII в., Институт русской литературы и искусства). На гравюрах «Библии Василия Кореня» (1692–1696 гг.), в сценах «Сотворение мира», Творцом представлен Ангел со звёздчатым нимбом, надпись: «Господь Саваоф». Таким образом, изображение Господа Саваофа принадлежит к таким символическим образам, как Ветхий денми, Ангел Великого Совета, София Премудрость Божия, которые основаны на различных текстах Ветхого Завета и широко представлены в византийском и древнерусском искусстве.



 
PR-CY.ru