ГОСПОДЬ САВАОФ - Страница 2

Такой трон из херувимов был в храме Соломона (3 Цар. 6:23–28), причём ковчег завета служил подножием для невидимо восседающего на этом троне Бога (1 Пар. 28:2; ср.: Пс. 98:5; 131:7). Этот образ связан с наименованием Господа Саваофа Царём (напр., Пс. 23:10; Иер. 46:18; 48:15; 51:57). Помимо всемогущества и царской власти имя Господь Саваоф связывается с творением мира (Ам. 4:13; Иер. 10:16) и эсхатологической войной (Ис. 13:4; 31:4). В пророчестве Исаии говорится, что Господь Саваоф воцарится на Сионе (Ис. 24:23) и сделает там трапезу для всех народов (Ис. 25:6). Все народы будут приходить к Господу Саваофу на праздник Кущей (Зах. 14:16–17) и приносить дары (Ис. 18:7). В христианской традиции имя Господь Саваоф употребляется в Новом Завете (ветхозаветные цитаты в Иак. 5:4 и Рим. 9:29) и в литургических текстах (см. «Annus sanctus»). Особое значение ему придавали гностики – сифиане и офиты; оно также встречается в текстах из Наг-Хаммади: «Ипостась архонтов», «Апокриф Иоанна», «О происхождении мира». Кроме того, найдены еврейские и греческие амулеты и тексты с магическими заклинаниями, содержащие это имя. Связь имени Господь Саваоф с поздним фригийско-фракийским культом Сабазия исследователи считают спорной. В византийском искусстве с именем Господь Саваоф не связывается какая-либо иконография. Изображения, сопровождающиеся надписью: «Господь Саваоф», появились в русском искусстве в XVI в. В основе иконографии лежит образ Иисуса Христа Ветхого деньми: Господь, благословляющий обеими руками, или со свитком, с державой, реже с книгой в руке, в белых одеждах, складки хитона обычно написаны розовой краской, а гиматий – зелёной, волосы лежат по плечам, нимб звёздчатый, в виде двух пересекающихся ромбов синего и красного цветов (подобные нимбы, встречающиеся в изображении Ангела-Софии (например, фигурки, сопровождающие евангелистов в росписи церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода (1380 гг., разрушена), на тверских царских вратах (XIV в., Третьяковская галерея), называют «софийные»). Один из первых примеров такой иконографии представлен на иконе «Страшный Суд» (XVI в., Третьяковская галерея): Господь Саваоф изображён несколько раз в каждой из четырёх композиций иконы. На первом клейме «И почи Бог в день седьмый» – спящий на ложе, с распятием в руках и в короне (композиция «Престол благодати»), с сосудом в руках (композиция «Отослание Христа в мир»); на втором клейме «Единородный Сыне» - поясное изображение в медальоне; на 3-м клейме «Во гробе плотски» – Господь Саваоф со свитком в руках восседает на престоле рядом с воскресшим Христом, сидящим одесную, между Ними Святой Дух в звёздчатом медальоне (композиция «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие»); на четвёртом клейме «Приидите, людие» – Господь Саваоф на престоле херувимском, во славе, с символами евангелистов, с раскрытой книгой в руках. На иконе «Страшный Суд» (середина XVI в., Третьяковская галерея) Господь Саваоф на престоле изображён дважды: в небесах в окружении сил небесных и отсылающим Христа на Суд, в обоих случаях в руках – развёрнутый свиток.

 



 
PR-CY.ru