ГОСПОДЬ САВАОФ

ГОСПОДЬ САВАОФ – одно из имён Божьих в Священном Писании (об имени Яхве Саваоф см. в ст. Бог). В Септуагинте понятие передаётся тремя способами: транслитерацией (чаще всего в «Книге пророка Исаии»); как «Господь Вседержитель»; как «Господь сил» (обычно в Псалтири). Еврейский синтаксис позволяет переводить словосочетание как предложение без глагола («Господь [есть] Саваоф»), как сочетание глагола с объектом («Он, Который создаёт воинства»; ср.: Пс. 32:6), как два существительных, одно из которых является приложением (подобно аккадским абстрактным существительным женского рода, передающим функции; в этом случае выражение переводится как «Господь Воитель»), как усилительное абстрактное существительное во мн. ч., обозначающее силу, как конструкцию, передающую связь или отношение («Господь воинств»). Последний, традиционный перевод опирается в том числе на эпиграфические свидетельства и ханаанские глоссы в Амарнских письмах. Под «воинствами» понимали войска Израиля (ср.: 1 Цар. 17:45), небесные существа (например, 3 Цар. 22:19–23; Пс. 102:19–22; 148:1–5; Дан. 8:10–13), совет («сонм») святых, окружающих Бога (ср.: Пс. 81:1; 88:8), или звёзды и другие светила (ср.: Втор. 4:19; 4 Цар. 23:4–5), а также все земные и небесные существа (ср.: Быт. 2:1; см. в ст. Воинство Небесное). Именование «Господь Саваоф» восходит к домонархическому периоду ветхозаветной истории. В качестве культового имени оно упомянуто в святилище в Силоме (1 Цар. 1:3, 11), прежде всего, в связи с ковчегом завета (1 Цар. 4:4). Поскольку существование святилища на этом месте прослеживается с конца эпохи средней бронзы, некоторые учёные предполагают, что титул изначально мог употребляться по отношению к местным ханаанским божествам – Решефу, Ваалу или Элу. В еврейском тексте Ветхого Завета именование «Яхве Саваоф» (включая варианты) исследователи встречают 284 раза (4 Цар. 19:31 не считается, т.к. это исправление масоретов), причём в 121 случае оно не является титулом. Исследователи находят весьма характерным его распределение по книгам Ветхого Завета. Оно полностью отсутствует в «Пятикнижии», в книгах Иисуса Навина и Судей и в книгах, написанных в период вавилонского пленения (например, у пророка Иезекииля). В книгах Царств исследователи встречают 15 раз, тогда как в Ис. 1–39 оно употребляется 56 (всего в Ис. – 62), у Иеремии – 82 (в масоретской версии; в Септуагинте – 12), в Псалтири – 15, у послепленных пророков Аггея – 14, Захарии – 53, Малахии – 24 раза. В межзаветной литературе оно практически не встречается (в Свитках Мёртвого моря только однажды). Эти данные позволяют исследователям искать связь имени Господь Саваоф с богослужением иерусалимского храма. Самый характерный пример – его употребление в составе песни серафимов у пророка Исаии (Ис. 6:3; ср.: 6:5). Господом Саваофом называется «живущим на горе Сионе» (Ис. 8:18; ср.: Зах. 8:3), а Иерусалим – Его городом (Ис. 47:9), «сидящим на херувимах» (1 Цар. 4:4; 2 Цар. 6:2; 1 Пар. 13:6; Ис. 37:16).

 



 
PR-CY.ru