ГОСПОДЬ САВАОФ - Страница 3

Такой же образ на иконе из Сольвычегодска (1580–1590 гг., Сольвычегодский историко-художественный музей). Образ Господа Саваофа получил широкое распространение на иконах, в стенописи и книжной миниатюре. В храмовых росписях в этот период он занял особое место – в куполе вместо традиционного изображения Господа Вседержителя. В росписи центрального купола соборов Архангельского в Московском Кремле (1564–1565 гг.), Успенского в Свияжске (1560 гг.), Смоленского в московском Новодевичьем монастыре (1598 г.) представлена композиция «Отечество», где образ Господа Саваофа соответствует Ветхому денми в византийской иконографии. В перечисленных выше композициях Господь Саваоф (как и Ветхий денми) ассоциируется с первой Ипостасью Святой Троицы. Поясное изображение Господа Саваофа находится в юго-восточном малом куполе Благовещенского собора Московского Кремля (после 1547 г.), в куполе Троицкой (ныне Покровской) шатровой церкви Александровской слободы (1570 гг.), в центральном куполе церкви Святой Троицы в Вязёмах (конец XVI в.), в конхе диаконника собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (1563 г.). Иконы «Отечество» с Господом Саваофом становятся средником праотеческого ряда иконостасов (например, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, Успенском соборе Московского Кремля, Троицком и Успенском (икона «Новозаветная Троица – Сопрестолие») соборах Троице-Сергиевой лавры), а также встречаются в виде небольших аналойных образов (иконы XVI в., Сергиево-Посадский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Различные варианты изображения Господа Саваофа в небесном сегменте, сидящего на престоле или на херувимах, в композициях «Отечество» и «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие», исследователи встречают на многих иконах: «Благовещение» (1558 и 1580–1590 гг. – обе в Сольвычегодском историко-художественном музее; 1603 г., Пермская государственная художественная галерея); «Рождество Богородицы» (начало XVII в., Государственный музей-заповедник «Коломенское»); «Покров Богородицы» (XVII в., Сергиево-Посадский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник); «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682 г., Симон Ушаков, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры); «Воскресение – Сошествие во ад» (1640 гг., Ярославский художественный музей); «Сретение», «Крещение» (XIX в., частное собрание). Изображения Господа Саваофа включаются в сложные композиции, основанные на текстах псалмов и литургических песнопений: «Богоматерь Гора Нерукосечная» (конец XVI в., Серпуховский историко-художественный музей); «Что Тя наречем» (середина XVII в., Центральный музей имени Андрея Рублёва); «Отрыгну сердце Моё слово благо» (вторая половина XVI в., Центральный музей имени Андрея Рублёва); «Богоматерь Непроходимая Дверь» (вторая половина XVII в., Русский музей); «Державная икона Божией Матери» (XIX в., церковь Казанской иконы Божьей Матери в Коломенском) и др.

 



 
PR-CY.ru