ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 11

Основным источником, по которому последователи Кардина исполняют григорианское пение, стало солемское издание «Римского Градуала» с вписанными в него невменными строками из древнейших источников, изобилующих ритмическими и артикуляционными обозначениями. Большинство песнопений представлено тремя строками – южнонемецкими (санкт-галленскими) невмами, лотарингскими невмами и стандартной квадратной нотацией Солема; отсюда название издания – «Тройной Градуал» («Graduale Triplex». 1979 г. и другие издания). В современной григорианистике существуют также иные, более чем многочисленные точки зрения на природу григорианского ритма и просодии. Неоднократно высказывалось мнение об отсутствии единых кодифицированных правил ритмической интерпретации григорианики. Большое влияние на современную практику григорианского пения, в том числе на ритмическую интерпретацию, оказывают певческие стили восточно-христианских церквей, фольклора и неевропейских музыкальных культур (опыты Д. Веллара, Е. Резникова, ансамбля Organum и мн. др.). Григорианское пение, как и многие другие певческие стили, основано на системе осмогласия, или октоиха, главные принципы которого были заимствованы из Византии, хотя и претерпели на Западе ряд изменений. Византийской категории (см. Глас) в григорианике соответствует понятие «modus» (лат. – мера, способ, направление), которое могло также быть выражено термином «tropus» (не следует путать этот термин с жанровым обозначением) или «tonus». В традиционной европейской теории музыки модусы назывались также церковными ладами или тонами (нем. Kirchentöne). Принадлежность песнопения к тому или иному модусу исследователи определяют несколькими критериями: 1) амбитусом (диапазоном) мелодии; 2) заключительным тоном мелодии (лат. finalis), который считается её главной ладовой опорой; 3) характерными мелодическими формулами, прежде всего, начальными (лат. initium), хотя и не только; 4) второй ладовой опорой мелодии (лат. tenor, или tuba), которая повторяется в напеве наиболее часто и вокруг которой образуется мелодическая кульминация. Октоих состоит из четырёх групп, которым в раннем Средневековье были присвоены стилизованные под греческую терминологию названия: protus (финалис d), deuterus (финалис e), tritus (финалис f) и tetrardus (финалис g). В каждой из групп – по два модуса: автентический и плагальный. В модусах автентического типа финалис совпадает с нижней ступенью амбитуса, в плагальных модусах он находится квартой выше. В более поздних источниках преобладают обозначения модусов по номерам – от первого до восьмого; к ним был добавлен редко употребляемый tonus peregrinus (чуждый, или странный, тон; по другой интерпретации – тон паломников, поскольку исполняемый в этом модусе Пс. 113 считался паломническим песнопением; в ряде источников peregrinus называется «новейшим тоном» – tonus novissimus). В средневековых григорианских рукописях в отличие от певческих книг византийского обряда модальная принадлежность напева указывалась крайне редко, и для определения модуса нужно было прибегать к помощи тонариев. В солемских изданиях григорианского пения указание модуса является правилом. Модальная организация григорианского пения была основной темой латинских музыкально-теоретических трактатов Средневековья, где обсуждались тончайшие проблемы модальной организации мелодий. Тем не менее, певческая практика не всегда согласовывалась с теоретическими положениями.

 



 
PR-CY.ru