ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 12

В трактатах упоминается ряд песнопений, модальная принадлежность которых не поддавалась точному определению. Исследователям известны многочисленные случаи смешения модусов в пределах одного песнопения. Исследователи не исключают, что в каролингскую эпоху византийская система модальной классификации была применена post factum к певческому репертуару, который сложился или складывался независимо от неё: во всяком случае, исследователи отмечают, что в григорианском пении нет многих из признаков, характерных для византийского октоиха, в частности, согласования гласов с литургическим календарём. Ряд жанров григорианского пения, как и других певческих стилей Востока и Запада, основан на простейших формах силлабической интерпретации текста, т.е. на чтении его нараспев на одном тоне (лат. tenor) с включением распевных оборотов в начале и конце текста, а также в его особо значимых местах. К этим так называемым речитационным жанрам исследователи относят: 1) возгласы служащего священника; 2) священнические молитвы, читаемые в римском обряде вслух (collecta – всеобщая молитва; super oblata – молитва над евхаристическими Дарами; post communio – молитва после причащения); 3) чтения мессы – из апостольских посланий и Евангелия; чтения оффиция – из Ветхого и Нового Заветов, из святоотеческой и житийной литературы; 4) читаемые вслух тексты евхаристического канона; 5) благословения мессы и оффиция; 6) речитационные тоны псалмов оффиция и производные от них псалмодические стихи, входящие в состав некоторых другиъ жанров. Исторически речитировались также тексты ординария мессы: «Kyrie eleison», «Gloria», «Credo», «Sanctus», «Benedictus» и «Agnus Dei», получившие с течением времени развитые мелодии. Первоначально речитация передавалась изустно и стала записываться лишь с XII–XIII вв. В Средние века существовали многочисленные местные способы (cursus) речитации, большинство которых почти не изучено. В «Liber usualis» предлагается несколько нормативных мелодических формул для молитв (orationes, preces, suffragia и др.) и литургических чтений (lectiones и capitula), состоящих из речитации с простейшими мелодическими оборотами для начала и окончания строки. К литургической речитации иногда относят звучащие в свободно-речевой манере мелодии с небольшим звукорядом – «Pater noster» («Отче наш»), praeconium (Exsultet – праздничная молитва), исполняемый диаконом в пасхальную ночь, и др. Однако отсутствие повторяющегося речитационного тона позволяет, по мнению исследователей, скорее, считать эти мелодии песнопениями силлабического стиля (среди региональных версий praecominum'а есть как речитативные, так и мелодически развитые мелодии). Классическим примером хоровой речитации исследователи считают псалмодию оффиция. Предваряемый антифоном псалом речитируется попеременно двумя полухориями на устойчивую мелодическую формулу и завершается славословием: «Gloria Patri et Filio et Spiritui Sancto, sicut erat in principio et nunc et semper et in saecula saeculorum. Amen» («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, как было в начале и ныне и присно и во веки веков. Аминь»), после чего опять следует антифон.

 



 
PR-CY.ru