ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 10

Наиболее развитый мелизматический жанр – респонсории оффиция, в которых иногда встречаются распевы из несколько десятков тонов, приходящихся на один слог. Граница между стилями условна – речь идёт лишь о преобладании определённого соотношения тонов и текста. Членение мелодий всегда строго соответствует границам между смысловыми отрезками текста. Особое внимание уделяется фонетике текста – в григорианском пении распеваются не только гласные звуки, но и полугласные, возникающие между двумя согласными, и носовые гласные; текст, распетый таким образом, приобретает особую риторическую чёткость. В нотной графике распев этих звуков записывался так называемыми ликвесцентными (от liquescere – плавиться, размягчаться), или полувокальными, невмами. В древнейших немецких рукописях риторически важные элементы текста выделялись особым знаком – эписемой (греч. – дополнительный знак; термин введён в начале ХХ в.), означавшей продление длительности и смысловой акцент на данном тоне. Начиная с первых попыток возрождения григорианики в XIX в. предметом постоянных споров между исследователями была ритмическая организация григорианского пения древнейшей эпохи; возникли направления так называемых мензуралистов и эквалистов, обратившихся к одним и тем же рукописным источникам, но получивших диаметрально противоположные результаты. Мензуралисты (Г. Риман, А. Дешеврен, П. Вагнер и др.) предполагали, что григорианское пение было основано на регулярной ритмике в пропорции 1:2 или 1:3. Эквалисты (Ж. Потье и др.) настаивали на преобладании равных длительностей и на особой роли текстовых ударений в ритмической организации мелодии. В 1920–1930 гг. предпринимались также попытки примирить обе школы и создать некую компромиссную теорию григорианского ритма (П. Ферретти и др.). Не зависимая от обеих школ система взглядов была развита в начале XX в. солемским учёным А. Моккеро. По его представлениям григорианский ритм не обусловлен ритмом текста; он основан на смене ритмических групп из двух, трёх, четврёх и более звуков; каждая из этих групп включает акцентуированные (thesis) и неакцентуированные (arsis) тоны. Появление акцента (ictus) вызвано имманентным развитием мелодии и может не совпадать с ударением текста. Теория А. Моккеро оказала огромное влияние на теорию и практику Солема. В солемские издания были введены специальные обозначения для иктуса; стиль пения, принятый в Солеме, известен исследователям необычайной ритмической гибкостью, порождающей особый созерцательный эффект. Дальнейшее развитие солeмских исследований в области ритма и просодии связано с именем Кардина, в 1960 гг. разработавшего новую дисциплину – григорианскую семиологию, основной принцип которой заключается в следовании мельчайшим графическим деталям древних источников. Существенным вкладом Кардина в изучение григорианского ритма стало открытие так называемого невменного разрыва (франц. coupure neumatique) – особого способа группировки невм, несущего определённую информацию об их ритмическом содержании.

 



 
PR-CY.ru