ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 13

В процессе обучения хоровой псалмодии славословия всех восьми тонов заучивались и служили моделями при исполнении псалмов в оффиции. Заключительные слова славословия – «et in saeculum saeculorum. Amen» – могут распеваться различными способами: эти распевы называются дифференциями (лат. differentia букв. – различие) и обозначаются сокращённо гласными буквами «EUOUAE» (saEcUlOrUm AmEn). Дифференция помещается в Антифонарии после антифона и становится, таким образом, связующим звеном между антифоном и псалмом. Псалмодия оффиция представляет собой древнейшую форму антифонной разновидности григорианского пения, основанной на диалоге двух групп литургического хора (см. также в ст. Антифон). Некоторые другие жанры, потерявшие в процессе развития непосредственную связь с первоначальными формами антифонного пения, принято, тем не менее, относить к группе антифонов. Среди них – интроиты, или входные антифоны мессы, состоящие из собственно антифона, псалмодического стиха, славословия и повторения антифона. Исследователи предполагают, что в древности псалом исполнялся полностью двумя полухориями, однако с течением времени был сокращён. Интроиты написаны на тексты Священного Писания, но в них исключительно редко используются тексты Псалтири. Текст интроита задаёт основную тему литургического празднества, в ряде случаев иносказательным образом; именно поэтому интроиты чаще, чем другие жанры, снабжались тропами. Корпус древнейших интроитов составляет около 150 песнопений, бо́льшая часть которых относится к шедеврам григорианского пения. К группе антифонов мессы исследователи относят также причастный антифон, или communio, организованный по аналогичному принципу. Помимо антифонного пения с древнейших времён существовали респонсорные распевы (от лат. responsum – ответ), основанные на диалоге солиста-кантора и хора. Григорианские респонсорные песнопения тесно связаны с литургическими чтениями и представляют собой отклик общины на прочитанный библейский, святоотеческий или житийный текст: градуал мессы следует после чтения из апостольских посланий, «Аллилуия» поётся после Евангелия, респонсории оффиция (пространные либо краткие) – после чтений утрени (matutinum), вечерни и других служб суточного круга. В респонсорной форме поётся паралитургическая литания, состоящая из прошений служащего священника и повторяемого народом рефрена (священник: «Пресвятая Богородица», народ: «Молись о нас»; священник: «Святой имя рек», народ: «Молись о нас»). Одной из разновидностей литании исторически было «Kyrie eleison», исполняющееся попеременно кантором и хором. Ряд григорианских песнопений исследователи не могут отнести ни к антифонной, ни к респонсорной группе. Так, «Gloria» и «Credo» поются хором от начала до конца, лишь начальные слова этих песнопений интонируются служащим епископом или священником. Офферторий, исполняемый во время подготовки евхаристических хлеба и вина к совершению таинства евхаристии, исторически был песнопением респонсорного типа, однако после исчезновения в XI–XII вв. из обихода сольных стихов он стал песнопением свободного типа (в настоящее время предпринимаются попытки восстановить первоначальный способ исполнения оффертория). Совмещение в литургическом чинопоследовании антифонных, респонсорных и свободных форм отражает характерное для григорианского пения жанровое разнообразие, органично сочетающееся с единством музыкального стиля.



 
PR-CY.ru