Словарь по христианству Е ЕВДОКСИЙ

ЕВДОКСИЙ

ЕВДОКСИЙ (ум. в 370/371 г.) – епископ Германикийский (после 327–357 гг.), Антиохийский (358–359 гг.), Константинопольский (360–370/371), один из ересиархов арианства (см. Ариане). По утверждению церковного историка Филосторгия (около 368 – около 439 гг.), Евдоксий происходил из г. Арабис в Малой Армении. По мнению исследователей, его можно отождествить с Евдоксием, которого тот же историк причисляет к ученикам Антиохийского пресвитера Лукиана (ум. в 312 г.). Афанасий I Великий (около 298 – 373 гг.) упоминает Евдоксия среди антиохийских клириков, лишённых сана за сочувствие арианству Евстафием Антиохийским (324/325 –332 гг.). Благодаря влиянию друзей (Никомидийского епископа Евсевия, Тирского епископа Павлина и др.) Евдоксий после низложения и изгнания Евстафия (327 г.) получил епископскую кафедру в г. Германикия (Киликия). Участвовал в Соборах в Антиохии (341 г.), в Сардике (343 г.) и отделившемся от него Соборе восточных епископов в Филиппополе (343 г.), подписал окружное послание Филиппопольского собора. На Антиохийском соборе 344 г. был избран одним из делегатов, которые должны были доставить выработанное Собором исповедание («многострочное изложение») императору Константу I (337–350 гг.) и западным епископам. В 351 г. участвовал в первом Сирмийском соборе, осудившем епископа  Фотина, ученика епископа Маркелла Анкирского, и в 355 г. в Соборе в Медиолане, осудившем Афанасия I Великого. В 357 г. в ставке императора Констанция (337–361 гг.) в Сирмии Евдоксий вместе с Сингидунским епископом Урсакием, Мурсийским епископом Валентом и другими епископами составил арианскую формулу веры (вторая сирмийская формула). В это время пришло известие о смерти Антиохийского епископа Леонтия (344–357 гг.), который был умеренным арианином и сумел объединить вокруг себя большинство богословских партий Востока, кроме ревностных никейцев (евстафиан), не признававших ни одного Антиохийского епископа после изгнания святителя Евстафия. Под предлогом того, что дела паствы требуют его присутствия, Евдоксий покинул Сирмий, однако направился не в Германикию, а в Антиохию, где был избран епископом (император Констанций утвердил переход Евдоксия с Германикийской кафедры на Антиохийскую). В Антиохии Евдоксий энергично принялся очищать свой клир от василиан, открыто поддерживал крайних ариан (аномеев) во главе с Аэтием, сделал даже попытку восстановить Аэтия в диаконском сане и начал поставлять в иерархические степени лиц, совершенно арианских убеждений. В 358 г. он созвал Собор, утвердивший учение крайних ариан. Рассмотрев вторую сирмийскую формулу, Собор признал себя вполне ей удовлетворённым и благодарил её авторов: Валента, Урсакия и Герминия. Но эта формула и усиление крайнего арианства вызвали беспокойство на Востоке со стороны умеренных противников Никейского Символа веры, из которых вскоре образовалась партия омиусиан. Первым выступил против аномеев епископ Лаодикии Сирийской Георгий, вскоре на его призыв откликнулся Анкирский епископ Василий. В конце 358 г. в Сирмий к императору Констанцию прибыла делегация омиусиан во главе с епископом Василием Анкирским, который подал императору жалобу на Евдоксия и предложил исповедание, выработанное на Анкирском соборе (апрель 358 г.). Ему удалось привлечь императора на свою сторону, и Констанций взял назад свою утвердительную грамоту и заявил антиохийцам, что их обманули и что он не имел в виду назначать Евдоксия Антиохийским епископом. В результате Евдоксий и 70 других епископов были отправлены в ссылку в Малую Армению. На третьем Сирмийском соборе (лето 358 г.) было выработано новое исповедание, по сути повторявшее вторую формулу Антиохийского собора 341 г. с добавлением учения о том, что Сын подобен Отцу по сущности.

 



 
PR-CY.ru