ЕВДОКСИЙ - Страница 3

Когда был зачитан отрывок одного из приписываемых Евдоксию сочинений, где выражается идея о неподобии Сына Отцу, Евдоксий поспешил отречься от этих слов, заявив, что эти слова принадлежат Аэтию, что и было подтверждено последним. Омиусиане были вынуждены отступить, и в ночь на 1 января 360 г. все присутствовавшие епископы подписали ариминскую формулу («датированную веру»). Таким образом, гегемония от василиан (омиусиан) перешла к акакианам (омиям), а Евдоксию удалось вернуть расположение императора. Состоявшийся в конце января – начале февраля 360 г. Собор в Константинополе для утверждения ариминской формулы низложил Константинопольского епископа омиусианина Македония I (342–346, 351–360 гг.). По инициативе императора на его место был избран Евдоксий, и торжествующая партия не замедлила свести счёты с василианами. Однако эта победа и для самих омиев обошлась дорого. В Константинополе была отстроена церковь Святой Софии, и 15 февраля 360 г. предполагалось совершить её освящение. По этому случаю был созван Собор, на котором занялись догматическими вопросами и ещё раз пересмотрели четвёртую сирмийскую формулу, и опасное слово «по всему» было исключено. Была положена анафема на все ереси (и прошедшие, и будущие), противные константинопольской вере. Никейская формула была подписана и большинством омиусиан, так что обвинять их в неправославии для торжествующей партии было невозможно. Поэтому были выдвинуты различные канонические обвинения, под предлогом которых были низложены Македоний I Константинопольский, Василий Анкирский и ещё девять выдающихся омиусиан. Во главе победившей коалиции стоял Акакий Кесарийский в союзе с Евдоксием, который хотя и согласился с принятым Константинопольским собором осуждением Аэтия, но продолжал поддерживать его сторонников и учеников, в том числе Евномия, которого Евдоксий возвёл на кафедру г. Кизик. Однако Евномий, недовольный тем, что Евдоксий склонял его подписать ариминскую формулу и осудить Аэтия, предпочёл удалиться на родину в Каппадокию. Пожертвовав личностью и учением Аэтия, Евдоксий глубоко оскорбил строгих ариан, которые никак не хотели с этим смириться. К тому же, тесные связи Евдоксия со сторонниками Аэтия не нравились Акакию Кесарийскому, который выдвинул перед императором Констанцием обвинения как против Евномия, так и против Евдоксия. Политика Акакия была рассчитана на то, чтобы ослабить реакцию побеждённых, создав себе новых союзников. Чувствуя, что их положение непрочно, омии стали опираться на остатки разбитой партии василиан. Поэтому из кафедр, которые очистились вследствие константинопольского погрома, только одна Кизикская досталась Евномию, да и то под условием, чтобы он маскировал свои убеждения (но он носил эту маску недолго). Анкирскую кафедру получил православный по своим убеждениям епископ Афанасий, друг Василия I Великого. Лаодикию получил Пелагий, строгий аскет и один из тех отцов второго Вселенского собора, общение с которым считалось ручательством православия. В Антиохию перешёл красноречивый Мелетий, характер настолько чистый, что даже его враги не пытались распространить о нём какую-нибудь клевету. Однако и он был сослан, и его заменили старым сподвижником Ария Евзоием. Но после Мелетия православные элементы антиохийского населения не хотели знать Евзоия, таким образом, формально отделившись от официальной Антиохийской церкви. Вскоре изменил свою позицию Акакий, т.к. на Соборе в Антиохии (361 г.) против Евномия не было выдвинуто серьёзных обвинений. Таким образом, неудача Акакия лишь усилила позиции Евдоксия. С приходом к власти императора Юлиана Отступника (361–363 гг.) политика Евдоксия в отношении аномеев изменилась. Император Юлиан, помня о дружбе своего покойного брата цезаря Галла с Аэтием, вернул того из ссылки. Евдоксий пригласил Аэтия в Константинополь и одобрил рукоположение его во епископа, в котором сам участия не принимал, а также написал арианскому Антиохийскому епископу Евзоию, чтобы тот отменил все постановления, связанные с осуждением Аэтия.

 



 
PR-CY.ru