ЕВДОКСИЙ - Страница 2

Однако успех партии епископа Василия Анкирского был недолгим. Политика Констанция (ссылать упорных западных епископов на Восток) оказалась вполне ошибочной: они оказались посредниками между православными элементами Востока и Западной церковью. Например, Иларий Пиктавийский писал, что вся Азия не знает Бога. Но зато он вполне оценил близость к православию епископов омиусиан, объяснял их уклонение от Никейского Символа обстоятельствами времени и взял на себя задачу – рассеять предубеждение галльских епископов, которые полагали, что Восток состоит сплошь из ариан. Однако и сосланные епископы-ариане были не без друзей, и им удалось добиться, по крайней мере, того, что для рассмотрения их дела Констанций решился созвать Вселенский собор. Но опытные вожаки ариан понимали, что для них от Вселенского собора не будет ничего хорошего. Император Констанций вскоре понял, что василиане составляют хотя и большую, но далеко не единственную богословскую партию на Востоке, и к нему стали поступать жалобы от восточных епископов на тиранию василиан. Поэтому он решил созвать новый Вселенский собор, который прекратил бы богословские споры в церкви. Однако впоследствии под влиянием придворных церковных деятелей, в первую очередь, арианских епископов Валента и Урсакия, планы императора изменились. Было решено созвать два Собора: западные епископы должны были собраться в Аримине, восточные – в Селевкии, суровой митрополии исаврийской провинции. При этом императорским постановлением предписывалось явиться на Соборы всем епископам. На местах это было истолковано так, что под «всеми» имеются в виду не только действующие, но и «опальные» епископы, и это дало возможность Евдоксию прибыть на Собор в Селевкии. Поначалу он примкнул к партии крайних ариан во главе с епископом Кесарии Палестинской Акакием (ум. в 363 г.). Прежде соборных заседаний было решено составить программу для действий, и появилась четвёртая сирмийская формула, которая была подписана всеми епископами и в присутствии императора 22 мая изложена Арефусским епископом Марком. Она известна под называнием «датированная вера», поскольку точно обозначено время её составления. Валент Мурсийский и Урсакий Сингидунский и другие епископы отправились с этой формулой на Запад, где в Аримине уже собралось до 200 отцов церкви, которые хотели показать независимость от императорского двора и отказались принять государственные деньги на проезд. Когда прибывшие епископы прочли новую формулу, то им сказали, что отцы и слышать не хотят о новой вере. После этого 2 июля Валент и Урсакий были низложены (как еретики) и подтвердили Никейский Символ. Православные и ариане избрали по десять послов и отправили их к императору. На заключительном заседании Собора в Селевкии 30 сентября 359 г. омиусианским большинством Евдоксий был низложен с Антиохийской кафедры, и на его место тут же был поставлен некий пресвитер Аниан. Акакиане этого избранника передали комиту Леоне, а тот, несмотря на протесты большинства Собора, отправил Аниана в ссылку. Евдоксий вместе с Акакием Кесарийским направился в Константинополь к находившемуся там императору Констанцию с жалобой на действия Селевкийского собора. Здесь он встретился с посольством Ариминского собора во главе с епископами Валентом Мурсийским и Урсакием Сингидунским, предоставившими императору омийскую исповедальную формулу, и примкнул к ним. Вскоре сюда же прибыло и официальное посольство Селевкийского собора во главе с епископами Василием Анкирским, Евстафием Севастийским и Сильваном Тарсийским. На состоявшемся в присутствии императора диспуте между василианами и акакианами победу одержали омии во главе с Урсакием и Валентом. В результате спора Евдоксий был вынужден пожертвовать Аэтием (тот признал себя автором сочинения, в котором доказывал, что Сын неподобен Отцу, и был за это сослан во Фригию), произнести анафему на аномийскую доктрину и на целый ряд арианских излюбленных выражений.

 



 
PR-CY.ru