ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 5

В целом датировка 1570 гг. представляется исследователям убедительной; заказчиком в таком случае мог выступить Суздальский епископ Варлаам, управлявший епархией с 1570 по 1584 гг. Впрочем, архитектурные сопоставления не исключают, по мнению исследователей, и более широкой датировки Ризоположенского собора – серединой – второй половиной XVI в., которая не противоречит содержанию обеих редакций Жития преподобной Евфросинии XVI в. В этих текстах не сообщается о наличии или строительстве в Евфросиниевом Суздальском монастыре собора с придельной церковью. Собор сложен из кирпича и представляет собой бесстолпный трёхглавый трёхапсидный храм средних размеров (12х12,5 м без апсид). Четверик перекрыт сомкнутым сводом на крестообразных распалубках; расположение их с повышающейся щелыгой напоминает исследователям храмы с крещатым сводом второй половины XVI в. В вершине свода «вырезан» подкупольный квадрат, от которого с помощью парусов осуществляется переход к световому барабану. Малые световые барабаны, расположенные над боковыми компартиментами алтаря, поддерживаются взаимно опирающимися арочками. Алтарное пространство отделено кирпичной преградой (средняя часть восстановлена при реставрации), поднимающейся примерно на половину его высоты; выше открываются три арочных проёма. «Внутреннее пространство собора подчинено одной цели: создать впечатление осенённости, своеобразного балдахина, поднимающегося примерно с одного уровня и прерванного в вершине подкупольным прямоугольником. Распалубки зрительно повышают свод, мягкие очертания лотков и распалубок создают иллюзию купольного венчания. Основание барабана выделено по сторонам света направляющими распалубками, образующими некое подобие рукавов креста». Пространство алтаря просторно, восточная часть его оканчивается тремя апсидами, северное полукружие которых служит помещением для жертвенника, южное – для диаконника. Согласно описанию, к началу XX в. престол собора был устроен на четырёх дубовых столбах, верхняя дубовая доска покрыта холщовой срачицей, антиминс на престоле холщовый, освящён 31 октября 1757 г. Суздальским митрополитом Сильвестром (Гловатским). Сохранявшаяся до закрытия храма роспись выполнена маслом в 1840 г. мещанином города Переславля-Залесского Егором Васильевым с сыном Павлом. Главы собора, а также малые барабаны были уничтожены в 1930 гг. При реставрации 1962–1963 гг., проведённой по проекту Ольги Гавриловны Гусевой, малые барабаны были реконструированы по фотографиям, вместо луковичных глав были сделаны шлемовидные. Барабаны цилиндрические, главный расположен по центру, малые сильно сдвинуты к востоку; все они украшены поясом двойных килевидных нишек. Собор имеет позакомарное покрытие – по три закомары на западном и восточном фасадах, по четыре – на cеверном и южном. Очертания закомар (пониженные килевидные) были восстановлены во время реставрации: кровля XVIII–XIX вв. была четырёхскатной, и первоначальные закомары были срублены. Стены собора разбиты лопатками на три приблизительно равных прясла.

 



 
PR-CY.ru