ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

Тем же мотивом исследователи объясняют и строительство каменного Ризоположенского собора над мощами преподобной Евфросинии (в миру Феодулии), вымоленной в своё время её родителями. Однако письменные источники, позволяющие датировать собор монастыря, у исследователей отсутствуют. Приведённые выше косвенные исторические данные не позволяют им определить датировку собора, т.к. отсутствуют конкретные сведения о вкладах великого князя, данных на сооружение храма, или о льготах обители. Главным документальным источником служат архитектурные формы. В настоящее время существует единственная аргументированная версия датировки собора, принадлежащая Владимиру Валентиновичу Седову. Ближайшими аналогами трёхглавия собора Евфросиниева Суздальского монастыря, по его мнению, являются соборы Клопского (1562–1569 гг.) и тихвинского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (конец XVI в.) монастырей, а также церковь в деревне Каменные Поляны (1570 гг.). Сомкнутый свод на распалубках близок к конструкции сводов в западных помещениях трапезных тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы (1581–1583 гг.) и Александра Свирского (датируется В.В. Седовым 1570–1580 гг.) монастырей. Трёхапсидными были все четырёх- и шестистолпные новгородские храмы, построенные после 1530 гг. Именно их вид воспроизводит объёмная и фасадная композиция бесстолпного Ризоположенского собора Евфросиниева Суздальского монастыря. По мнению В.В. Седова, трёхглавие и трёхапсидность, «которые в XVI в. были столь же характерны для Новгорода, как и для Москвы, могли всё же появиться и под влиянием суздальских памятников (и, прежде всего, трёхглавого собора Покровского монастыря начала XVI в.). При этом ни конструктивно, ни, тем более, декоративно Ризоположенский собор и эти памятники никак не соприкасаются». Особенности же постановки малых глав над апсидами на взаимно опирающихся арках отмечаются исследователем как уникальные. К формам архитектуры Северо-Восточной Руси В.В. Седов относит только колонки, разделяющие апсиды (оригинальная трактовка колонок московского Успенского собора), и фигуры зверей (навеяны львами из капителей порталов Рождественского собора в Суздале 1222–1225 гг.). Остальные декоративные формы (порталы собора, окна в арочных нишах, пояса пятиугольных ниш и двойных килевидных арочек) относятся, по его мнению, к новгородской школе XVI в. «По трактовке, утрированному и даже огрублённому характеру декоративных форм». По мнению исследователей, Ризоположенский собор особенно близок всё к тем же трапезным церквам тихвинского Успенского и Свирского монастырей. Подтверждением датировки служит и оригинальная система перекрытия – попытка интерпретации крещатого свода, получившего распространение в столичной архитектуре в 1550–1560 гг. Однако для исследователей очевидно, что эти архитектурные формы не могли появиться в Суздале раньше, чем они сформировались в Москве и появились в Новгороде.

 



 
PR-CY.ru