ДИОНИСИЙ КАРТУЗИАНЕЦ - Страница 11

В таком единении всё сознание человека становится пронизанным сверхъестественным даром мудрости, а в его воле появляется соответственное «движение любви», влекущее человека к Богу. Дионисий Картузианец учил, что такое высшее познание доступно человеку уже в этой жизни, но в полном содержании раскроется лишь в жизни будущей. В связи с этим он различал три стадии, или уровня, мистической жизни человека: уровень «очищения», на котором душа освобождается от связей с этим миром, уровень «просвещения», на котором она с помощью божественной благодати возвышается к истинной мудрости и богопознанию, и уровень «единения» или «совершенства», на котором происходит погружение в тайны божественной жизни. Последнюю стадию Дионисий Картузианец описывал так: «Состояние совершенных – посредством созерцания вкушать (gustare), сколь сладок Господь, и посредством пламеннейшего горения любви постигать тайну мистической теологии». Ключевые термины мистического богословия Дионисия Картузианца представлены в трактате «О дарах Святого Духа»: «Хотя Дух Святой является первичной причиной акта мистической теологии, у неё есть также формальные или внутренние причины: пламенная и деятельная любовь к Богу, отрешённость души от всевозможной деятельности, связанной с тварным миром, также мудрость, которая является одним из даров (Божьих), и усилие души, которое влечёт её к Богу, дабы она могла прилепиться к Нему». Все эти элементы Дионисий Картузианец сводит к двум основным: деятельной любви и отрешённости от тварного: «Путём актуального неведения (ignorantia) всех (тварных) вещей и пламенной любви человек достигает мистического видения». Дионисий Картузианец обращал внимание на то, что чем более крепко и постоянно душа удерживает в себе эти необходимые элементы, тем более длительным и глубоким является достигаемое с их помощью мистическое созерцание, а также последующие «освобождение от чувств и экстаз». Однако все усилия и духовные практики человека служат лишь подготовительным условием для реального акта мистического богообщения, поскольку «прежде всего всё это зависит от всемогущей благости и милостивой щедрости Святого Духа». Таким образом, задачу души созерцающего Дионисий Картузианец видел в том, чтобы она посредством особого рода духовных упражнений приготовилась к воздействию на неё Святого Духа, подводящего человека к глубинам созерцания. Изложению учения о духовном созерцании Дионисий Картузианец посвятил особый трактат «О созерцании» («De contemplatione»). Созерцание в наиболее высоком и строгом смысле рассматривается им (следующим здесь учению «Ареопагитик») как негативное познание Бога, вхождение в Божественный мрак. Благодаря такому познанию, воспламенённая любовью душа, которой помогают божественный дар мудрости и специальное божественное озарение (illuminatio), достигает экстатического единства с Богом. Вместе с тем негативное познание Бога предполагает и некое позитивное познание, при котором Творцу атрибутируется всякое совершенство, обнаруживаемое в творении, предварительно возведённое в бесконечную степень. Поскольку позитивное познание Бога связано с божественным озарением и даром мудрости (sapientia), Дионисий Картузианец говорит о нём как о «вкушении», производя sapientia от лат. «sapere» – «ощущать вкус».

 



 
PR-CY.ru