ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 15

Съезд должен был созываться ежегодно ЦСС Эстонии. До 1936 г. съезды проходили регулярно В 1940–1994 гг. Союз старообрядческих общин Эстонии не действовал, съезды не собирались. По данным уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Эстонской ССР И. Киви, председатель правления Таллинской общины Пётр Петрович Баранин в середине 1940 гг. стремился объединить старообрядческие общины Эстонской ССР со всесоюзным центром, для чего намеревался в 1945 г. посетить в Москве старообрядческого Московского архиепископа Иринарха (Парфёнова). Союз старообрядческих общин Эстонии был восстановлен в 1995 г., в Союз вошли 11 зарегистрированных общин (из них две федосеевские). 29 августа 1998 г. в Калласте состоялся Собор представителей общин Эстонии, сформировавший Союз старообрядческих общин Эстонии, председателем которого в ноябре того же года стал Павел Григорьевич Варунин. Собор восстановил традицию проведения всеэстонских съездов на острове Пийриссаар. На 1 января 2000 г. в Эстонии насчитывалось около 5 тыс. старообрядцев-беспоповцев, которых окормляли три наставника. В декабре 2006 г. в академической библиотеке Таллинского университета прошла выставка «Староверы Эстонии: вера, традиционный уклад, культура». В Польше в 1920 гг. поморцы систематизировали вероучение и религиозную практику, была сформирована структура Восточной старообрядческой церкви, не имеющей духовной иерархии (Восточная СЦ), руководящим органом которой между соборами является ВСС. 29 августа 1928 г. был утверждён государственной властью устав Восточной старообрядческой церкви, не имеющей духовной иерархии, в Польше (в Польше поморцы впервые официально стали называть систему своих приходов «Церковью» и были в этом качестве зарегистрированы государственной властью; к этой практике обратились в 1989 г. в Латвии, где поморское согласие было зарегистрировано государственной властью с названием ДПЦ, а затем практически повсеместно, кроме Эстонии, где зарегистрирован духовный центр, а не «Церковь»). В 1925–1939 гг. центром поморского согласия в Польше был Вильнюс, с конца 1980 гг. – Сувалки. В 1920–1930 гг. поморцы в Польше были наиболее организованным и успешно развивающимся сообществом среди беспоповцев за пределами СССР. В 1930 г. к ВСС в Польше присоединились старообрядцы (около 700 человек, исторически федосеевцы; в годы Второй мировой войны численность местной старообрядческой общины сократилась до 458 человек), жившие на Мазурском поозёрье в Восточной Пруссии, которое в 1918–1945 гг. находилось под властью Германии. Их центром была община в деревни Войново (Эккертсдорф), неподалёку от которой располагался старообрядческий Войновский монастырь (в 1925 г. в нём жили 12 инокинь и столько же послушниц, в 1939 г – 7 инокинь и 10 послушниц). 20 июля 1930 г. в Войново праздновалось 100-летие поселения старообрядцев на Мазурском поозёрье. В 1932 и 1936 гг. в Войновском монастыре побывал И.Н. Заволоко. Восточная СЦ в Польше в 1920 гг. объединяла 48 поморских общин (позже 53), имевших 48 храмов. В 1925, 1930 и 1936 гг. в Вильнюсе прошли три всепольских Собора старообрядцев. В 1930, 1932, 1936 гг. проводились педагогические курсы для подготовки начётчиков. Был издан ряд учебных пособий: «Основы понятия о вере Христовой» (1928 г.), «Краткий катехизис» (1928 г.), опубликованы 12 выпусков «Вестника Высшего старообрядческого совета в Польше» (1929–1934 гг.), четыре выпуска «Календаря Высшего старообрядческого совета в Польше» (1936–1939 гг.).

 



 
PR-CY.ru