ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 12

В ней особо оговаривается ведущая роль духовного наставника в общине, усилены дисциплинарные требования к причётникам и значение духовной комиссии ДПЦ. 3 места в комиссии из девяти закреплены за крупнейшими поморскими общинами Латвии: Гребенщиковской старообрядческой общиной, резекненской кладбищенской и первой даугавпилсской. Продолжением Собора стала международная конференция «История и культура старообрядцев Балтии и Польши», которая прошла 30–31 июля в Резекне и Даугавпилсе. В настоящее время ЦС ДПЦ Латвии объединяет 51 из 67 поморских общин, зарегистрированных в Министерстве юстиции Латвии. Активной остаётся просветительская деятельность поморцев в Латвии. С 1999 г. издаётся журнал «Поморский вестник», первая даугавпилсская (новостроенская) община с июля 2000 г. выпускает газету «Щит веры», культурно-просветительное общество им. И. Заволоко в Риге издаёт газету «Меч духовный». 29–30 апреля 2004 г. была проведена международная конференция «Староверие Латвии: исторический опыт, культура и современные процессы в обществе», 26 мая 2006 г. в Даугавпилсе состоялась международная научно-просветительная конференция, посвящённая 110-летию со дня рождения М.А. Каллистратова. В 2007 г. латвийский сейм принял закон «О Древлеправославной поморской церкви Латвии», в котором записана значительная роль ЦС ДПЦ Латвии в религиозной и хозяйственной деятельности старообрядцев страны. В Литве в храме каунасской поморской общины 14 января 1922 г. состоялся съезд старообрядцев Ковенского (Каунасского) уезда с участием 284 человек. Съезд постановил учредить совет старообрядческих общин Ковенского уезда, который должен был в ближайшее время созвать вселитовский съезд старообрядцев. Было решено открывать школы при старообрядческих общинах, а также обратиться к литовским властям с просьбой признать права старообрядческих наставников наравне с пастырями других вероисповеданий. Для улучшения экономического положения местных старообрядцев было рекомендовано создавать кооперативы. В мае 1922 г. в Каунасе прошёл первый вселитовский съезд старообрядцев, избравший высший орган управления между съездами – ЦСС Литвы, который играл до 1940 г. важную роль в объединении 54 поморских общин Литвы, окормлявшихся 50 наставниками, в упрочении их юридического положения и внутреннего устройства. В 1931–1933 гг. ЦСС организовал старообрядческие духовные курсы в Каунасе, которые издавали журнал «Китеж-град». В 1929–1940 гг. при содействии ЦСС в Каунасе работало старообрядческое женское благотворительное общество. На втором межгосударственном совещании поморцев Прибалтики (12–14 апреля 1939 г., Вильнюс) с участием представителей общин Латвии, Литвы, Эстонии и Польши было решено готовиться к объединительному Собору. Эти планы не осуществились из-за начала Второй мировой войны и установления в Прибалтике советской власти. Летом 1940 г. ЦСС Литвы прекратил существование, 21 августа того же года был отменён временный закон о положении старообрядческих организаций в Литве (принят в 1923 г.). Советская антирелигиозная пропаганда быстро переросла в репрессии. Председатель ЦСС И. Прозоров и другие бывшие члены совета и десятки верующих были арестованы и сосланы.

 



 
PR-CY.ru