Словарь по христианству Д ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ, Савич (Туптало) Даниил Саввич (1651– 1709) – митрополит Ростовский и Ярославский, духовный писатель, проповедник, святитель (память 21 сентября, 28 октября, 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня – в Соборе Сибирских святых). Отец Димитрия Ростовского, казачий сотник Савва Григорьевич (ум. в 1703 г.), происходил из шляхетского рода Савичей (личное прозвище отца святителя (Туптало) было перенесено на Димитрия Ростовского в литературе уже в XVIII в.). В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского монастыря (ставшего семейной усыпальницей Савичей), Савва Савич принял монашеский постриг. Мать Димитрия Ростовского звали Марией Михайловной (ум. в 1689 г.), младшие сёстры (Памфилия, Феврония и Параскева) были преемственно игуменьями основанного ими киевского Иорданского монастыря во имя святителя Николая. В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662–1665 гг. (до её разрушения во время набега на Киев казачьих войск Петра Дорофеевича Дорошенко), ректором академии в эти годы был игумен Иоанникий (Галятовский), известный на Украине писатель. Затем Даниил поступил в Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 г. игуменом Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. 25 марта следующего года рукоположён Киевским митрополитом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) во диакона, 23 мая 1675 г. рукоположён во иерея Черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем) в Густынском во имя Святой Троицы женском монастыре, где пребывал до 1677 г., став кафедральным проповедником при архиепископе Лазаре, который обратил внимание на нравственные достоинства Димитрия, его учёность, замечательный дар слова. Летом 1677 г. Димитрий побывал в Новодворском Успенском монастыре в Пинском уезде для поклонения Новодворской иконе Божьей Матери, написанной, по преданию, Московским митрополитом Петром. Затем Димитрий посетил Вильно, 6 декабря 1677 г. поселился в слуцком в честь Преображения Господня монастыре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана Ивана Самойловича, лично знавшего Димитрия и высоко его ценившего, в январе 1679 г. вернулся в Чернигов, вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине. В марте 1681 г. Димитрий был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского монастыря, через год избран игуменом Крупицкого во имя святителя Николая женского монастыря в Батурине. 26 октября 1683 г. оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского), избранного в конце того же года архимандритом Киево-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, переехал в Киев, 23 апреля 1684 г. поселился в Киево-Печерском монастыре, стал проповедником Киевского Богоявленского братства. В мае–июне по благословению архимандрита Варлаама Димитрий приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий Петра (Могилы), архимандрита Иннокентия (Гизеля), архиепископа Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнославянских Четьих-Миней.

 



 
PR-CY.ru