ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 8

С этим обстоятельством было связано широкое использование православными украинско-белорусских переводов католических (польских и латинских) житийных сборников. Ещё одной причиной создания Димитрием «Книги житий...» как свода, изначально ориентированного на издание типографским способом, было снижение статуса рукописной книги в украинско-белорусской православной среде под влиянием аналогичных тенденций в польском обществе (как у католиков, так и у протестантов). Димитрий проделал большую предварительную работу, включавшую подготовку месяцеслова, выбор Житий, поиск необходимых материалов (источники, а также историю издания памятника подробно исследовали протоиерей Александр Державин и А.А. Круминг). Димитрий использовал широкий круг агиографических и исторических текстов, прежде всего, латинских, греческих и польских, а также церковнославянских. Наиболее авторитетным для агиографа был свод «Acta sanctorum» болландистов, к тому времени насчитывавший 18 томов за январь-май (Antverpiae, 1643–1688 гг.). Димитрий также имел «De probatis sanctorum historiis» немецкого монаха-картезианца Лаврентия Сурия (1522–1578 гг.), широко использовал греческие Жития византийского писателя Симеона Метафраста (около 880 – 960 гг.) в латинском переводе Лаврентия Сурия. В качестве литературного образца (а не исторического источника) на труд Димитрия оказало влияние сочинение учёного иезуита Петра Скарги (1536–1612 гг.) «Żywoty świętych» (в библиотеке Димитрия были издания 1619, 1626 и 1700 гг.). Основным церковнославянским источником для него стал Успенский список Великих Миней-Четьих (первоначально Димитрий (или его предшественники) получил из Москвы церковнославянские рукописные Минеи «в четверть», т.е. Милютинские – единственный комплект Патриаршей библиотеки такого формата). Первые книги макарьевских Четьих-Миней были высланы ему по благословению патриарха Иоакима в начале 1686 г., в марте 1688 г. он был вынужден их вернуть. С 1695 г. книги посылались по благословению патриарха Адриана, многие выписки из Четьих-Миней были сделаны в Москве по просьбе Димитрия его корреспондентами, в частности монахом Чудова монастыря Феологом. Из других церковнославянских источников исследователи указывают Киево-Печерский патерик (Димитрий использовал киевские издания 1661 и 1678 гг.) и Пролог (в его библиотеке было пятое полное издание: М., 1685). «Книга житий...» Димитрия – самое большое по объёму небогослужебное издание в старопечатной кирилловской книжности. Свод был опубликован в четырёх томах, каждый из которых содержит материал, относящийся к трём месяцам: сентябрь–ноябрь (Киев, 1689. Т. 1), декабрь–февраль (Киев, 1695. Т. 2), март–май (Киев, 1700. Т. 3), июнь–август (Киев, 1705. Т. 4). Кроме Житий и других крупных статей свод содержит памяти (по терминологии протоиерея Александра Державина, «месяцеслов»), т.е. краткие, часто в одну фразу заметки о лицах и событиях, которым не посвящены большие статьи. Обычно памяти помещаются в конце дня и печатаются петитом. В основном тексте четырёх томов – 765 статей, не считая памятей, в том числе 91 русская и славянская статья.

 



 
PR-CY.ru