БЭКОН Фрэнсис

БЭКОН Фрэнсис (1909–1992 гг.) – английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. Основной темой его работ является человеческое тело – искажённое, вытянутое, заключённое в геометрические фигуры, на фоне, лишённом предметов. Излюбленная форма в его творчестве – триптих (как говорил художник, «я вижу изображения последовательно»). Сохранилось 28 триптихов разных размеров, а несколько других было уничтожено самим Бэконом: он очень критично подходил к своим работам. В молодости он не получил художественного образования и долгое время находился в неведении относительно своей будущей профессии, экспериментируя с различными родами деятельности. Бэкон долго выбирал подходящий жанр, экспериментируя в 1930 гг. с различными стилями и жанрами, однако судить об этом трудно, поскольку сохранилось всего 15 работ того периода. Значительное влияние на его творчество оказали покровители, такие как Рой де Мейстр и Эрик Холл. Своими учителями художник считал классических живописцев: Микеладжело Буонарроти (1475–1564 гг.), Рембрандта ван Рейна (1606–1669 гг.), Тициана (1488/1490 – 1576 гг.) и Энгра (1780–1867 гг.), особенно выделял Веласкеса (1599 – 1660 гг.) и Пикассо (1881 – 1973 гг.), а также Никола Пуссена (1594–1665 гг.), часто использовал заимствованные образы в своих работах. Так, один из портретов художника Люсьена Майкла Фрейда (1922–2011 гг.) он писал с фотографии Франца Кафки (1883–1924 гг.), утверждая, что в ней «есть что-то от Фрейда». Поэтому его стиль – особое смешение собственного восприятия и ярких заимствованных образов, которые прослеживаются во многих работах. Некоторые образы постоянно встречаются в творчестве Бэкона. Например, крик (как утверждает сам художник, крик явился образом-катализатором для его творчества). Бэкон обратил внимание на этот сюжет, посмотрев фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898–1948 гг.) «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости. Образ распятия прослеживается в его творчестве с самого начала и является основополагающим принципом многих работ. Сам художник говорил: «Я не нашёл ещё более подходящей темы для выражения человеческих чувств». Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ (около 1240 – 1302 гг.) из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о себе самом, Бэкон интерпретировал их по-своему. Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия» (1950 г.) и «Три этюда к распятию» (1962 г.). Зачастую фигура, изображённая на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку – этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти (1901–1966 гг.) «Клетка» (1950 г.), – с которым Бэкон познакомился в начале 1960 гг. в одном из кафе в Париже (ему показалось удивительным, что тот, несмотря на богатство и признание, продолжал усердно работать в маленькой мастерской около вокзала Монпарнас). Бэкон никогда не писал с натуры, а использовал в качестве основы фотографии. Он говорил: «С момента изобретения фотографии живопись действительно полностью изменилась. В моей студии повреждённые фотографии разбросаны по полу – я использовал их, чтобы написать портреты друзей, а затем сохранил. Для меня проще писать с записей, чем с самих людей – так я могу работать в одиночку и чувствовать себя свободнее. Когда я работаю, то не хочу видеть никого, даже моделей. Эти фотографии для меня как записи на память – они помогают мне передать определённые черты, определённые детали».

 



 
PR-CY.ru