БОГОМАТЕРЬ, БОГОРОДИЦА - Страница 20

В православной церкви в память о некоторых явлениях Богородицы устраиваются крестные ходы с выносом икон, распространяется литература, составляются особые молитвы. К наиболее известным относятся: 1 октября 910 г. – явление во Влахернском храме в Константинополе Андрею Юродивому, родом из Скифии, жившему, как полагают болландисты, при Льве VI Философе (886–912 гг.), хотя И.И. Срезневский относит как самого Андрея, так и его житие к VII в. В честь данного явления был установлен праздник Покров Пресвятой Богородицы (отмечается преимущественно в Русской церкви). В 1155 г. было явление Богородицы великому князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому (1111–1174 гг.), который в память этого события повелел написать Боголюбскую икону Божьей Матери. В 1385 г. было явление основателю Троицкого монастыря преподобному Сергию Радонежскому (1314–1392 гг.); в память этого был установлен праздник и написана икона. 25 ноября 1825 г. было явление основателю Дивеевской женской обители преподобному Серафиму Саровскому (1754–1833 гг.). В католической церкви наиболее известным явлениям Девы Марии посвящены: базилика Санта Мария Маджоре в Риме (явление Богородицы в 352 г.); святому Доминику с вручением ему розария (явление в 1214 г.); мексиканскому индейцу Хуано Диего Куаухтлатоатцину (явление в 1531 г.); святой Екатерине Лабуре в Париже, в храме на Рю де Бак (явление в 1830 г.); двум молодым пастухам – Мелани Кальва и Максимену Жиро во французском Ла-Салетт (явление в 1846 г.) и явление 11 февраля 1858 г. – Бернадетте Сабиру в Лурде (Франция). Трём португальским детям в Фатиме были произнесены слова «Я есмь Непорочное зачатие» 25 марта, 13 мая и 13 октября 1917 г. Исследователи отмечают, что получившие большой общественный резонанс явления Богородицы во второй половине XX в. в испанском Гарабандале и боснийском Меджугорье католической церковью истинными не признаны, хотя в частном порядке верующим считать их таковыми не возбраняется. В 1990 г. профессор Марк Миравэлл из францисканского университета в США подал папе Иоанну Павлу II (1978–2005 гг.) петицию о признании за Марией статуса coredemptrix («Соискупительницы»). Эта инициатива была скреплена более чем шестью миллионами подписей из 148 стран (в том числе 42 кардиналов и 550 епископов), но была отвергнута Ватиканом. Верующими почитаются и считаются чудотворными многие иконы и статуи Девы Марии. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды – на голове и плечах. В западноевропейской живописи традиционный атрибут Марии – белая лилия, символ непорочности. В Средние века Мария представала на иконах и мозаиках как воинственная, несокрушимая мощь в заступничестве за людей. Поскольку в католическом мире Богородица под влиянием фольклора и некоторых языческих традиций в раннем и среднем Средневековье являла из себя олицетворение природы, богини-матери, первое явление райской, преображённой природы, то возникла традиция изображать Её среди природы. Например, «Мадонна смирения» (где Мадонна сидит на земле среди цветов), «Мадонна на земляничной грядке» и т.д. В легенде о Теофиле, которая возникла в XIII в. в Византийской империи, но стала особо популярной в Западной Европе, в частности, во Франции (горельефы тимпана Нотр-Дам в Париже; драматическое «действо о Теофиле», написанное французским трувером XIII в. Рютбёфом) рассказывается о юноше, который состоял на службе у епископа. Устав от тягот жизни, он продал свою душу дьяволу, и тем самым сделал быструю карьеру, однако раскаялся и обратился за помощью к Марии, которая забрала расписку Теофила у дьявола. Отсюда пошёл мотив о Марии как о защитнице христиан. На эту тему в 1506 г. Дж. да Монтерубиано написал картину, на которой изображена Мария, грозящая палицей бесу, который, в свою очередь, пытается вырвать из-под Её покровительства вверенного ей отрока. Западноевропейская иконопись в годы Средневековья постепенно изменяла стиль изображения Мадонны, в итоге Её стали изображать более женственной, трепетно одухотворённой (например, так поступил великий итальянский живописец Сандро Боттичелли в «Магнификате»). В Италии во время Ренессанса Мадонну наделили чертами античного стоического идеала невозмутимости (например, представитель падуанской школы живописи Андреа Мантенья, «Сретение»), пока в Северной Европе на фоне Реформации и протестантизма Её приближают и вводят в картинах в традиционную обстановку бюргерства XVI в.

 



 
PR-CY.ru