БОГОСЛОВИЕ - Страница 33

Русская богословская наука стояла в тесной связи с немецкой и много заимствовала от неё хорошего в виде метода и материала, нисколько не во вред правоверным традициям и конфессиональной особенности. Такие немецкие руководства и курсы, как словарь Герцога, «Библейские комментарии» Ланге, Кейла и Делича, «Церковные истории» Неандера и Гизлера и пр., постоянно были на руках академических и семинарских преподавателей. В состав богословского курса семинарий, школ, общеобразовательных и специально богословских, входили  богословие основное, догматическое и нравственное (в виде отдельных наук), библейская история, общая церковная и русская церковная, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, литургика, гомилетика, практическое руководство для пастырей церкви, сравнительное богословие, история и обличение раскола. Исследователи подчёркивают, что по всем этим наукам существовали хорошо разработанные программы. Преобразование духовных школ и оживление богословской науки прекрасно отразилось и на состоянии духовной журналистики. В духовных журналах было большое количество богословских и философских статей, как специальных, так и популярных. Специалисты говорят, что оживление русской богословской науки настолько ясно высказалось, что у некоторых боязливых людей, привыкших к старым формам, иногда появлялись опасения, как бы она не оставила твёрдой почвы традиции и не заразилась от инославной науки неприличным для православия либерализмом. В защиту православия  и официальной богословской науки по богословским предметам писали и светские люди, не причастные к духовным академиям. Первые опыты в этом роде принадлежат раскольнической литературе начала XIX в. (Лабзин, Лопухин, Гамалея). В духе православия писали А. Стурдза («Учебная книга православного христианина»), А. Муравьёв («Письма о богослужении Восточной кафолической церкви», «Изложение Символа Веры Православной Кафолической церкви») и мн. др.  Стурдза взял на себя задачу распространения сведений о православной церкви в Западной Европе, но, по словам черниговского архиепископа Филарета, «ни одно сочинение столько не унизило православной Церкви во мнении Запада, как рассуждения непризнанного философа и полемиста». Сочинения А. Муравьёва были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение среди высшего русского общества, но их научное значение очень невелико. Большое значение имел А.С. Хомяков, который исходил из того положения, что церковь Христова, кафолическая, вселенская, едина, и что она обладает истиной без всякой лжи: «Церковь принадлежит всему миру, а не какой-либо местности; ею святится всё человечество, а не один какой-нибудь народ». Согласно Хомякову, церковь совпадает с православием, которое осуществляет всю полноту Христова учения; католичество в своём историческом развитии осуществляло единство церкви в ущерб индивидуальной свободе; протестантство развило индивидуальную свободу, но утратило всякое единство. В православии церковь является как «синтез единства и свободы в любви». Исследователи отмечают также сочинения Ю.Ф. Самарина о Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче. Идея универсального единства церкви, хотя и с иными выводами, получила дальнейшее развитие у Владимира Соловьёва, который также поставил вопрос о догматическом развитии церкви: «Чтения о Богочеловечестве», «Духовные основы жизни». Революция 1917 г. означала трагический, но не полный перерыв этого процесса. Хотя в России начались долгие преследования, сделавшие всю богословскую работу фактически невозможной, значительное число тех, кто играл ведущую роль в дореволюционном «религиозном Ренессансе», оказались в изгнании, и центр богословской работы переместился в русскую диаспору. Некоторые богословы обеих традиций («академической» и «свободной») были приглашены преподавать на православных богословских факультетах Белграда, Софии, Бухареста и Варшавы. В 1925 г. центр высшего богословского образования был основан в Париже, который стал столицей русской эмиграции. Там в течение более сорока лет группа учёных преуспевала в поддержании высокого уровня богословской работы, несмотря на трудные материальные условия.

 



 
PR-CY.ru