БОГОСЛОВИЕ - Страница 32

По его мнению, задача богослова – выяснить дух и силу догмата и выразить его в формуле, соответствующей современным представлениям. Для выполнения этой задачи его руководителем может быть только «дух истины, живо и непосредственно присущий религиозному сознанию Вселенской церкви и всегда нераздельный с его природой. Храня сущность догматов, церковь в каждый момент своего существования понимает их наилучшим образом и представляет в форме, самой пригодной для современных условий жизни». Что же касается системы догматики, то епископ Сильвестр, подобно архиепископу Филарету, возвращается к Феофанову делению и делит догматику на учение о Боге в Самом Себе и на учение о Боге в Его явлении тварям. Положительному учению о Боге он также, подобно Феофану, предпосылает, в виде предварительных догматических истин, учение о бытии Божьем и о Богопознании. Помимо названных авторов духовные академии в течение XIX в. насчитывали в среде своих профессоров догматики других выдающихся богословов, лекции которых остались в рукописях или были напечатаны лишь в отрывках. Например, архиепископ Иннокентий впервые ввёл в Киевской академии историю догматов. Большой знаток как первоисточников православного вероучения, так и западной богословской литературы, преимущественно протестантской, он любил проникать в глубину христианской философской мистики, черпать оттуда материалы для своих религиозно-поэтических мечтаний, за что и был заподозрен в неологизме. Черниговский архиепископ Филарет укоряет его в «лёгкости мыслей», которая привела к «самым странным ошибкам, мнениям и догадкам, оскорбительным для святой веры». Исследователи отмечают также лекции смоленского епископа Иоанна (Соколова), прочитанные им в Санкт-Петербургской и Казанской академиях. Каждый предмет он развивал сначала чисто умозрительным путём, а затем уже полученный результат прилагал к Откровению, указывая, что в нём нет ничего противного разуму. На кафедре догматического богословия в Казанской академии читал лекции и архимандрит Фёдор Бухарев, который производил сильное впечатление на своих слушателей пламенностью веры, мягкостью и сердечностью общего мировоззрения. Теми же нравственными свойствами, огромной исторической и библиографической учёностью отличались лекции по догматическому богословию в Московской академии А.В. Горского, который допускал в известной мере развитие церковных догматов. Преподавание богословия в семинариях, университетах и других высших учебных заведениях привело к появлению кратких руководств и общих обзоров догматики: «Православно-христианское вероучение» епископа Иустина (Херсон, 1884–1887 гг.), «Православное догматическое богословие» Малиновского (Харьков, 1895 г.), «Православное догматическое богословие» протоиерея А. Рудакова (СПб., 1876 г.). Установление для профессоров академий обязательного представления диссертаций вызвало ряд монографий: «Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов-писателей Церкви до Оригена включительно» Катанского, «Учение Оригена о божестве Сына Божия и Духа Святого» Ф.П. Елеонского, «Учение Оригена о Святой Троице» В.В. Болотова, «Блаженный Феодорит, еп. Киррский» и «Обращение Савла и евангелие апостола Павла» Глубоковского, а также монографии Будрина, Иваноцова-Платонова, Садова и др. Много догматических разъяснений рассеяно в словах и поучениях московского митрополита Филарета, архиепископа Иннокентия (Борисова), архиепископа Никанора (Бровковича) и др. Бровкович особенно известен исследователям своими апологетическими трудами, направленными к ограждению истин, возвещённых Откровением, от нападок со стороны разных философских и естественнонаучных направлений. Те же задачи решают Ф.А. Голубинский («Лекции по умозрительному богословию»), В.Д. Кудрявцев-Платонов («Исследования и статьи по естественному богословию»). Сочинение Голубинского «Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека. О конечных причинах», не представляя собой системы догматики, даёт довольно полное и целостное изложение православно-христианского учения. Аналогичный характер, подчёркивают исследователи, имеет сочинение А.Д. Беляева «Любовь божественная. Опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви божественной».

 



 
PR-CY.ru