БЭКОН Фрэнсис - Страница 2

Здесь подробно излагается учение о методе познания, концепция индукции как способа рационального анализа и обобщения опытных данных, которая должна радикально усовершенствовать все научные исследования и дать им ясную перспективу. Ф. Бэкон был убеждён, что природу можно покорить, лишь подчиняясь её собственным имманентным законам, не искажая её образа. Но на этом пути человек сталкивается с многочисленными препятствиями («идолами» или «призраками»), мешающими его продвижению к истине. Причём эти «призраки» являются атрибутами самой человеческой природы, т.е. сам разум ставит себе эти преграды и ловушки. Ф. Бэкон выделяет четыре группы таких «идолов»: 1) «призраки рода», обусловленные несовершенством устройства наших органов чувств; 2) «призраки пещеры», связанные с узостью взглядов отдельных людей; 3) «призраки рынка», или подверженность людей общераспространённым заблуждениям, которые возникают в силу дезориентирующего воздействия семантики (слов) языка на их мышление, т.е. связанные со штампом обыденного словоупотребления; 4) «призраки театра», обусловленные догматической приверженностью людей к односторонним концепциям. Своеобразным противоядием всему этому становится, согласно Ф. Бэкону, мудрое сомнение и правильный метод. К его заслугам исследователи причисляют также подробную классификацию наук, описывающую не только уже имеющиеся, но и те дисциплины, которые могут и должны быть разработаны в последующем. Осуществлённая им классификация была признана и широко использовалась многими мыслителями, главным образом, французскими просветителями. Третью часть труда Ф. Бэкона «Великое восстановление наук» должен был представлять цикл работ, касающихся «естественной и экспериментальной истории» отдельных явлений и процессов природы. Этот план он выполнил наполовину: «История ветров» («Historia ventorum», 1622 г.), «История жизни и смерти» («Historia vitae et mortis», 1623 г.), «История плотного и разреженного и о сжатии и расширении материи в пространстве» («Historia densi et rari...» 1658 г.). Последующие три части остались только в проекте. О благах научно-технического развития Ф. Бэкон говорит и в повести «Новая Атлантида» (1627 г., русский перевод 1821, 1962 гг.). Как и многие его произведения, она осталась неоконченной. В повести Ф. Бэкон излагает принципы идеального устройства государства, а также проект государственной организации науки. Он описывает утопическое государство острова Бенсалема, главный институт которого – учёный орден «Дом Соломона», научно-технический центр страны, распоряжающийся вместе с тем всей хозяйственной жизнью. В рассказе о работе ордена есть замечательные предвидения: он стал своего рода прообразом современных научных сообществ (типа академии наук), осуществляющих планирование и организацию всех научных исследований и активно внедряющих их достижения в производство. Это – идея дифференцированной организации научной работы со специализацией и разделением труда ученых, с выделением различных категорий научных работников, каждая из которых решает строго определенный круг задач; и указание на возможность таких технических достижений, как передача света на дальние расстояния, мощные искусственные магниты, летательные аппараты различных конструкций, подводные лодки, получение температуры, близкой к солнечной, создание искусственного климата и моделей, имитирующих поведение животных и людей. Другим произведением, к которому Ф. Бэкон постоянно обращался, пополняя его всё новыми эссе, были «Опыты, или Наставления нравственные и политические» (1597, 1612, 1625 гг., русский перевод 1874, 1962 гг.). Он работал над «Опытами…» с большой тщательностью, выпустив их в 1597 г. отдельной книгой. Ф. Бэкон сравнивал эту работу с чеканкой серебряной монеты, путь даже «мелкой», по его собственному выражению. Но если в первом издании были собраны десять «Опытов…», то в издании 1612 г. их было 38, а в издании 1625 г. – 58.

 



 
PR-CY.ru