БЭКОН Фрэнсис - Страница 4

Подобно английскому мыслителю, писателю и гуманисту Томасу Мору (1478–1535 гг.), он отправляет своих героев в длительное путешествие по неведомым морям и приводит их к неведомому острову, где странники находят некое образцовое государство, возглавленное дальновидными и учёными предпринимателями, хорошо знающими цену деньгам и искусству наживы. Главной двигательной силой развития и прогресса в этом обществе является развитие технической мысли, открывающей дорогу к дальнейшему обогащению и благоустройству общества. В строении этого общества отдалённо намечаются черты своеобразного технократического государственного строя, лишённого тех гуманистических основ, которые делали утопию Т. Мора одной из предшественниц теорий утопического коммунизма. Таким образом, накануне буржуазной революции в Англии Ф. Бэкон создал идеализированную картину того общества, какое было призвано прийти на смену английскому абсолютистскому строю. Конечно, по сравнению с монархией Стюартов, изображённое в этой книге общество прогрессивно, но в сравнении с мечтой Т. Мора, выражавшей чаяния широких народных масс, утопия Ф. Бэкона приобретает книжный характер. Кроме «Опытов» и сочинений, связанных с разработкой идей «Великого восстановления наук», Ф. Бэкону принадлежат незаконченный трактат «О началах и истоках в соответствии с мифом о Купидоне и о небе, или о философии Парменида и Телезио, и особенно Демокрита в связи с мифом о Купидоне» (1658 г., русский перевод 1937 г.), в котором он выразил своё одобрительное отношение к предшествующей натурфилософии, особенно её пониманию материи как активного начала; а также «История правления короля Генриха VII» (1622 г., русский перевод 1990 г.). Ф. Бэкон начал «Историю Генриха VIII», а также «Историю Англии», уцелевший отрывок которой содержит характеристику правления Елизаветы и последующего положения в стране; и ряд юридических, политических и теологических произведений. Близки по задачам к «Опытам…» такие его сочинения, как сборник «О мудрости древних» (1609 г., русский перевод 1972 г.), где Ф. Бэкон дал аллегорическое толкование античных мифов в духе своей естественной, моральной и политической философии; а также «Изречения» (1625 г.) – в сущности те же опыты, наброски и этюды на различные темы. Философия Ф. Бэкона сложилась в атмосфере научного и культурного подъема позднего Возрождения и оказала влияние на целую эпоху последующего философского развития. Несмотря на неизжитые элементы схоластической метафизики и неверную оценку некоторых научных идей и открытий (прежде всего, польского астронома, математика, механика, экономиста и каноника Николая Коперника; 1473–1543 гг.), Ф. Бэкон ярко выразил устремления новой науки. От него берет начало материалистическая традиция в философии Нового времени и то направление исследований, которое впоследствии получило название «философия науки», а утопический «Дом Соломона» стал в некотором роде прообразом европейских научных обществ и академий. Ф. Бэкон предугадал возрастание роли науки в жизни человеческого общества. Уже при жизни и особенно сегодня его имя часто упоминается рядом с именем английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира (1564–1616 гг.), труды которого целиком или хотя бы частично приписываются Ф. Бэкону (так называемая «проблема Шекспира» в современном литературоведении). Лит.: Макалей. Лорд Бэкон. – Полн. собр. соч., т, 3. СПб., 1862; Либих Ю.Ф. Бэкон Веруламский и метод естествознания. СПб., 1866; Фишер К. Реальная философия и ее век. Франциск Бэкон Веруламский. СПб., 1870; Городенский И. Франциск Бэкон, его учение о методе и энциклопедия наук. Сергиев Посад, 1915; Субботник С.Ф. Ф. Бэкон. М., 1937; Луначарский Α.В. Фрэнсис Бэкон. – Собр. соч., т. 6. M., 1965; Асмус В.Ф. Фрэнсис Бэкон. – Он же. Избр. философ, труды, т. 1, M., 1969; Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974; Михаленко Ю.П. Фрэнсис Бэкон и его учение. М., 1975.



 
PR-CY.ru