Словарь по христианству Б БЭКОН Фрэнсис

БЭКОН Фрэнсис

БЭКОН Фрэнсис (1561–1626 гг.) – английский философ, писатель и государственный деятель, основатель методологии опытной науки, учение которого стало отправным пунктом мышления всего Нового времени. Родился в семье высокопоставленного сановника елизаветинского двора, лорда-хранителя Большой королевской печати. Учился в Тринити-колледже в Кембридже (1573–1576 гг.) и в юридической корпорации Грейс-Инн (1579–1582 гг.). В 1586 г. стал старшиной этой корпорации. Вел обширную судебную практику и избирался в парламент. При Якове I Стюарте (1603–1625 гг.) начал занимать высокие государственные должности: генеральный прокурор и лорд-хранитель Большой печати, лорд-канцлер, с 1618 г. – верховный канцлер и пэр Англии. В 1621 г. был снят с этого поста в связи с предъявленным ему парламентом обвинением в злоупотреблениях и взяточничестве. Последние годы жизни занимался исключительно научной и литературной деятельностью. Умер от простуды, которую получил, проделывая опыт с замораживанием курицы, чтобы убедиться, насколько снег может предохранять мясо от порчи. Как философ Ф. Бэкон начал с резкой критики средневековой схоластики, считая, что она ничего не дала миру кроме «чертополоха споров и препирательств». Главную причину её бесплодия он видел в пренебрежении естествознанием, в низведении философии до роли служанки религии. Стремясь освободиться от богословия, Ф. Бэкон прибегает к теории двух истин, разграничивая тем самым компетенцию религии, с одной стороны, и философии и науки, с другой, посвящая далее всю свою деятельность пропаганде научного знания. В качестве его цели он провозгласил не знание ради знания, а господство человека над природой. Философия Ф. Бэкона, идейно подготовленная предшествовавшей натурфилософией, традицией английского номинализма и достижениями нового естествознания, соединила в себе натуралистическое миросозерцание с началами аналитического метода, эмпиризм – с широкой программой реформы всего интеллектуального мира. Будущее человечества, его могущество и благосостояние он связывал с успехами наук в познании природы и её законов и осуществлением на этой основе полезных изобретений. Состояние и усовершенствование науки стало предметом главного философского труда Ф. Бэкона – «Великое восстановление наук» («Instauratio Magna Scientiarum»). Его первую часть составил трактат «О достоинстве и приумножении наук» (1623 г., русский перевод 1971 г.), содержащий энциклопедический обзор и классификацию всего человеческого знания. Все знание Ф. Бэкон делил на три области, соответствующие трем духовным способностям человека: памяти, фантазии и рассудку. Памяти соответствует история, фантазии – поэзия, рассудку – философия, которая отождествляется им с наукой вообще, т.е. включает в себя всю совокупность объяснительных наук. Дальнейшая группировка наук внутри этих областей осуществляется соответственно различию предметов их исследования. Эта классификация, очень разветвленная и детализированная, замечательна тем, что для каждой теоретической науки Ф. Бэкон указывает соответствующую ей либо существующую, либо возможную практическую или техническую дисциплину, отмечая при этом те проблемы, которые, по его мнению, нуждаются в разработке. Он обосновал эмпирический метод в качестве единственно правильного метода исследования законов природных явлений, описал различные виды опытного познания, способы и разновидности эксперимента, разработал и сформулировал основные закономерности индукции (т.е. от частного к общему) и индуктивного познания природы. Вторую часть составил трактат «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620 г., русский перевод 1935 г.), где Ф. Бэкон ставит задачу сформулировать правильный метод исследования природы (эта часть – философско-методологический фокус всего замысла).

 



 
PR-CY.ru